Тест "Оценка неотъемлемого риска"
Приложение к Методическим рекомендациям Минфина РФ от 23.04.2004
ТЕСТ "ОЦЕНКА НЕОТЪЕМЛЕМОГО РИСКА"
------------------------------------------------------------------ ¦Наименование аудируемого лица ¦ ¦РД 1п ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦Проверяемый период ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, составившего документ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦Дата составления документа ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, проверявшего документ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦Дата проверки документа ¦ ¦ ¦ --------------------------------+-------------------------+------- ------------------------------------------------------------------ ¦ Факторы риска ¦Оценка риска¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦I. Особенности деятельности, осуществляемой¦ ¦ ¦ аудируемым лицом ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1. Операционная деятельность: ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ производство товаров с непрерывным циклом ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ оказание услуг специфического характера¦ ¦ ¦ в т.ч. ¦ ¦ ¦ - связанных с использованием объектов,¦ ¦ ¦ обслуживающих производств и хозяйств ¦ ¦ ¦ - профессионального участника рынка ценных¦ ¦ ¦ бумаг ¦ ¦ ¦ - лизинг (сублизинг) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ выполнение строительно-монтажных работ¦ ¦ ¦ (в т.ч. для собственных нужд) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ производство сельскохозяйственной продукции ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ реализация покупных товаров (оптовая или¦ ¦ ¦ розничная торговля) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 2. Инвестиционная деятельность ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ приобретение (реализация) объектов¦ ¦ ¦ недвижимости ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ осуществление строительных, монтажных,¦ ¦ ¦ пусконаладочных работ ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ осуществление НИОКР ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ осуществление финансовых вложений ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ реализация ценных бумаг ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ осуществление совместной деятельности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ осуществление операций по уступке прав¦ ¦ ¦ требований ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 3. Финансовая деятельность ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ выпуск акций, облигаций, векселей ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ получение (погашение) кредитов и займов ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 4. Осуществление внешнеэкономической¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 5. Наличие отраслевых методических¦ ¦ ¦ рекомендаций, имеющих свою специфику и¦ ¦ ¦ отличия от общепринятых нормативных¦ ¦ ¦ документов ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 6. Продажа имущества ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 7. Наличие налоговых льгот ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 8. Осуществление мероприятий за счет средств,¦ ¦ ¦ имеющих целевой характер (бюджетное¦ ¦ ¦ финансирование, прочие источники) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 9. Доля расчетов денежными средствами в общем¦ ¦ ¦ объеме расчетов ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ менее 20% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ от 20 до 50% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ более 50% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 10. Наличие незавершенного производства и¦ ¦ ¦ специфика его оценки ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ оценка и инвентаризация запасов и НЗП¦ ¦ ¦ сложны и специфичны ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ запасы легко поддаются оценке и¦ ¦ ¦ инвентаризации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ у организации отсутствует НЗП и значительная¦ ¦ ¦ величина запасов ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦II. Структура организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1. Соответствие организационной структуры¦ ¦ ¦ размеру и степени сложности бизнеса клиента ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ недостаточное ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ относительное ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ высокое ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 2. Наличие обособленных подразделений и¦ ¦ ¦ филиалов, имеющих отдельный баланс ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ отсутствуют ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ имеются обособленные подразделения и¦ ¦ ¦ филиалы ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ головная организация осуществляет функции¦ ¦ ¦ расчетного центра (расчеты между филиалами¦ ¦ ¦ отражаются в бухучете головной организации) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 3. Наличие территориально удаленных¦ ¦ ¦ подразделений, выполняющих отдельные учетные¦ ¦ ¦ функции либо оформляющих первичные документы ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 4. Географическое положение обособленных¦ ¦ ¦ подразделений ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ на территории одного субъекта РФ и¦ ¦ ¦ муниципального образования как головная¦ ¦ ¦ организация ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ на территории одного субъекта РФ, но иного¦ ¦ ¦ муниципального образования, чем головная¦ ¦ ¦ организация ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ на территории иного субъекта РФ, чем головная¦ ¦ ¦ организация ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ за пределами РФ ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦III. Информационная обеспеченность организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1. Наличие специальной периодической литературы¦ ¦ ¦ в организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 2. Наличие регулярно обновляемых¦ ¦ ¦ справочно-информационных электронных баз ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦IV. Опыт и квалификация работников, ответственных¦ ¦ ¦ за ведение бухгалтерского и налогового учета¦ ¦ ¦ и составление отчетности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1. Главный бухгалтер имеет высшее или среднее¦ ¦ ¦ специальное образование ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ Стаж работы в данной должности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ менее 2 лет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ от 2 до 10 лет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ свыше 10 лет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ Стаж работы в проверяемой организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ менее 1 года ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ от 1 года до 5 лет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ свыше 5 лет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 2. Средний возраст работников бухгалтерии и¦ ¦ ¦ налоговой службы: ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ от 20 до 30 лет; ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ свыше 30. ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 3. Доля работников бухгалтерии и налоговой¦ ¦ ¦ службы, имеющих высшее или среднее¦ ¦ ¦ экономическое образование ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ менее 30% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ от 30 до 65% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ более 65% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 4. Доля работников бухгалтерии и налоговой¦ ¦ ¦ службы, обучавшихся за последний год на¦ ¦ ¦ курсах повышения квалификации,¦ ¦ ¦ посещающих семинары, получающих¦ ¦ ¦ дополнительное образование ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ менее 20% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ от 20 до 40% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ свыше 40% ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 5. Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой¦ ¦ ¦ службы ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ высокая (свыше 40%) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ средняя (от 10 до 40%) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ низкая (менее 10%) ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦V. Наличие информации о нарушениях налогового¦ ¦ ¦ законодательства ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦VI. Наличие обстоятельств, влияющих на возможность¦ ¦ ¦ искажения показателей финансовой и налоговой¦ ¦ ¦ отчетности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1. Угроза непрерывности деятельности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 2. Реорганизация ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 3. Наличие внешнего давления на руководителей и¦ ¦ ¦ персонал (со стороны собственников,¦ ¦ ¦ проверяющих органов, вышестоящих организаций)¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦VII. Роль и место средств вычислительной техники в¦ ¦ ¦ ведении учета и подготовки отчетности ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 1. Применяемая система КОД ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ универсальная ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ адаптированная к условиям данной организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ разработанная специально для данной¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ 2. Наличие разработанной единой внутренней¦ ¦ ¦ отчетности и единой системы свода данных для¦ ¦ ¦ структурных подразделений ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ да ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ нет ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦Итого оценок: ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ "Высоких" ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ "Средних" ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦ "Низких" ¦ ¦ +---------------------------------------------------+------------+ ¦Итоговая оценка неотъемлемого риска ¦ ¦ ----------------------------------------------------+-------------
Примечание. Оценка неотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.
Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе.
Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п).
Источник - Методические рекомендации Минфина России от 23.04.2004
- Итоговая оценка результатов реализации долгосрочной целевой программы городского округа Рошаль "Информатизация на период 2009-2010 годов"
- Итоговая оценка результатов реализации долгосрочной целевой программы городского округа Железнодорожный Московской области "Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории города Железнодорожного на 2009-2011 годы"
- Итоговая оценка предложений (приложение к процедуре оценки предложений участников конкурса по организации выплат страхового возмещения и по компенсации затрат, связанных с организацией выплат страхового возмещения)
- Функциональная оценка деятельности структурных подразделений банка
- Общая оценка деятельности межрегиональных территориальных управлений по федеральным округам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (образец)