Расчет затрат и налогов на инвестиционные проекты
Приложение 8 к Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов
РАСЧЕТ ЗАТРАТ И НАЛОГОВ
П8.1. Виды налогов и особенности их расчета
С точки зрения учета в расчетах эффективности действующие налоги могут быть разделены на следующие виды 1 :
1 В расчетах эффективности конкретных проектов перечень учитываемых налогов при необходимости может быть детализирован.
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- земельный налог;
- таможенные пошлины и сборы;
- начисления на заработную плату (включая отчисления во внебюджетные фонды, транспортный и другие налоги, базой для исчисления которых является фонд оплаты труда персонала);
- налоги на продажу (включая налог на пользователей автомобильных дорог и другие, базой для исчисления которых является выручка от реализации произведенной продукции);
- налоги на сырье (включая отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы и иные платежи, уплачиваемые при добыче или переработке сырья).
В зависимости от способов отражения в балансе предприятия налоги подразделяются на следующие группы:
- налоги, включаемые в цену продукции (в том числе - НДС, акцизы, пошлины, налог на реализацию горюче-смазочных материалов);
- налоги, относимые на себестоимость продукции (в том числе - платежи за пользование недрами, земельный налог, налог на пользователей автомобильных дорог);
- налоги, относимые на финансовые результаты, т.е. уменьшающие базу для налогообложения прибыли (в том числе - налог на имущество, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы);
- налоги на прибыль (в том числе - налог на прибыль от реализации продукции, налог на доходы по депозитам, процентам, дивидендам по акциям и иным негосударственным ценным бумагам, налог на доходы от долевого участия в совместных предприятиях);
- налоги, уплачиваемые за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (в том числе - налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли).
В расчетах бюджетной и региональной эффективности учитывается, кроме того, распределение уплачиваемых налогов по бюджетам различного уровня.
П8.2. Особенности учета затрат и налогов
Затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо и т.п. обычно рассчитываются одним из следующих способов:
- исходя из производственной программы, технологических норм расхода основных ресурсов на единицу каждого вида продукции и цен этих ресурсов. Затраты на остальные (вспомогательные) материальные ресурсы принимаются определенным процентом от расхода основных ресурсов;
- на основе данных аналогичных предприятий по затратам на единицу производимой продукции.
Затраты на ремонт основных фондов рекомендуется рассчитывать в проценте от балансовой стоимости этих фондов (этот процент повышается по мере физического износа фондов 1 ).
1 Обычно по технологическому оборудованию к концу амортизационного срока службы годовые затраты на ремонт возрастают на 40 - 60%, по автотранспорту затраты на ремонт на 1000 км пробега - на 60% к концу каждого межремонтного пробега.
Затраты на первый комплект запасных частей и приспособлений, поставляемых одновременно с оборудованием для строящегося предприятия, включаются в объем капитальных вложений (обычно такая поставка предназначена для обеспечения нормальной работы оборудования в течение 1 - 2 лет, т.е. на срок, превышающий нормальный уровень запасов на действующих предприятиях). Однако после ввода оборудования в эксплуатацию они учитываются как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в составе текущих активов. До момента закупки очередной партии запасных частей и приспособлений их запас уменьшается в соответствии с их расходованием в процессе производства, далее рекомендуется осуществлять закупки в таком размере, чтобы поддерживать нормальный уровень запаса.
Порядок отражения некоторых затрат в себестоимости может зависеть от учетной политики предприятия или от договоров между участниками проекта. Например, только само предприятие имеет право определять сроки службы нематериальных активов или сроки, в течение которых относятся на себестоимость отдельные виды "расходов будущих периодов". При получении оборудования по договору лизинга предприятие имеет право применять к нему механизм ускоренной амортизации. При этом повышающий коэффициент к норме амортизации (в пределах от 1 до 3) устанавливается по соглашению лизингодателя и лизингополучателя.
При определении прибыли от реализации продукции необходимо учитывать, что она определяется как разность между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной (а не произведенной) продукции.
Размеры уплачиваемых налогов могут зависеть также от организационно-экономического механизма реализации проекта. В частности, существенно влияет на размеры себестоимости и налога на прибыль использование лизинга. Так, если "обычное" предприятие выплачивает проценты за инвестиционный кредит из прибыли, а суммы, направленные на погашение этого кредита, освобождаются от налога на прибыль лишь при определенных ограничениях, то лизингодатель имеет право относить все платежи по кредиту, направленному на приобретение лизингового имущества, на себестоимость. При получении иностранного оборудования от зарубежного лизингодателя лизингополучатель уплачивает таможенные пошлины не сразу, а "в рассрочку" - по 3% ежемесячно.
Источник - Методические рекомендации Минэкономики России, Минфина России, Госстроя России от 21.06.1999 № ВК 477
- Расчет заработанной страховой премии для целей расчета резерва произошедших, но незаявленных убытков
- Расчет заработанной страховой премии для целей расчета резерва произошедших, но не заявленных убытков
- Расчет запрашиваемого размера субвенции из федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию
- Расчет запрашиваемого размера субвенции из федерального бюджета на выплату единовременного пособия при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка, предусмотренного абзацем третьим статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей")
- Расчет запрашиваемого размера субвенции из федерального бюджета на выплату пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию