Правила контроля саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
___________________________________________________________ (наименование, адрес, ИНН, ОГРН саморегулируемой организации) СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО "______________________" ______________________________________________ _______________________ (наименование коллегиального органа управления (подпись, М.П.) саморегулируемой организации) "__"___________ ____ г. "________________________________" протокол от "__"___________ ____ г. N ______
Правила контроля саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
I. Общие положения
1. Настоящие правила устанавливают правила осуществления внешнего контроля качества работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - членов _____ "_______________" (далее - "саморегулируемая организация" и "правила контроля", "ВККР"), а также требования к организации указанного контроля.
2. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном настоящими правилами контроля, с учетом требований ч. 2 ст. 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требований о страховании ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
4. Основными принципами осуществления ВККР своих членов являются:
а) осуществление ВККР в отношении всех своих членов (далее - объект ВККР);
б) независимость ВККР;
в) обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
г) надлежащий уровень профессиональной компетентности работников, осуществляющих ВККР (далее - контролеры);
д) прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы объекта ВККР (далее - внешняя проверка);
е) отчетность о состоянии и результатах ВККР;
ж) публичность результатов ВККР;
з) обеспечение устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;
и) подотчетность деятельности субъектов ВККР по осуществлению ВККР Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. При осуществлении ВККР контролер руководствуется Градостроительным кодексом Российской Федерации и соответствующими ему нормативно-правовыми актами, подзаконными нормативными актами, нормами и правилами.
6. Независимость контролера состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия он независим от объекта ВККР, в том числе:
а) не состоит в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с собственниками и (или) должностными лицами объекта ВККР;
б) не являлся в проверяемый период и не является в период проведения контрольного мероприятия собственником, должностным лицом и (или) иным работником объекта ВККР;
в) не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с объектом ВККР.
Контролер должен принимать меры по предотвращению конфликта интересов между ним и проверяемым объектом ВККР при проведении внешней проверки.
7. Профессиональная компетентность контролера состоит в том, что:
а) при осуществлении ВККР он обладает необходимым образованием, подтвержденным документами установленного образца, профессиональными знаниями в проверяемой области, опытом работы по специальности не менее __ лет и навыками проведения внешних проверок;
б) он постоянно поддерживает указанные знания и навыки на должном уровне.
8. Должная тщательность контролера состоит в своевременном и точном исполнении им обязанностей, предусмотренных настоящими Правилами, программой внешней проверки, а также стандартами саморегулируемой организации.
II. Требования к организации ВККР
9. При организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:
а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;
б) необходимые полномочия контролеров;
в) независимость ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения контролеров и принятия решения по результатам внешней проверки;
г) независимость контролеров, предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации заказчиков объекта ВККР;
д) обучение контролеров методике проведения внешних проверок, контроль знаний и навыков контролеров;
е) информирование объекта ВККР о выводах и рекомендациях по результатам внешних проверок;
ж) мониторинг действий, предпринимаемых объектом ВККР по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;
з) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе представлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются серьезные нарушения и недостатки.
10. ВККР подлежит планированию. Планирование ВККР осуществляется путем составления и утверждения субъектом ВККР плана ВККР на следующий календарный год.
11. План ВККР представляет собой перечень внешних проверок, которые планируется осуществить в календарном году. В плане ВККР по каждой внешней проверке устанавливается, в частности, объект ВККР, проверяемый период, срок проведения внешней проверки.
12. План ВККР составляется на основе циклического подхода или риск-ориентированного подхода.
13. Циклический подход предполагает установление на основе требований Градостроительного кодекса Российской Федерации максимального периода, по истечении которого внешняя проверка объекта ВККР проводится в обязательном порядке. При этом для разных групп объектов ВККР может устанавливаться разная периодичность проведения внешних проверок.
14. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов ВККР на основе анализа рисков их деятельности. При этом во внимание принимаются, в частности, следующие риски деятельности объектов ВККР:
а) количество заказчиков объекта ВККР, на выполнение работ которых требуются допуски по видам деятельности;
б) количество иных заказчиков объекта ВККР, по работам выполняемым на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах;
в) результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемой организации, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации работников.
При использовании риск-ориентированного подхода субъект ВККР должен обеспечить периодичность проведения внешних проверок каждого объекта ВККР не реже циклических.
15. При планировании ВККР учитывается также степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми), реальность сроков проведения внешних проверок, равномерность нагрузки на контролеров, наличие резерва времени для выполнения внеплановых внешних проверок и другие факторы.
16. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба (претензия и т.п.) на нарушение членом саморегулируемой организации установленных нормативных требований и/или обращение уполномоченных органов и/или сообщения средств массовой информации. Жалобы (обращения, заявления), не позволяющие установить лицо, обратившееся в саморегулируемую организацию, а также не содержащие сведений о нарушении требований, являющихся предметом контроля в соответствии с настоящими Правилами, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
17. Поступившие жалобы (обращения, сообщения и т.п.) на действия членов саморегулируемой организации подлежат рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня их поступления. Решение о предстоящем контроле, принятое по результатам рассмотрения этой жалобы или этого обращения, направляется лицу, их направившему, а также члену саморегулируемой организации, в отношении которого была направлена жалоба, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
18. Осуществление ВККР подлежит систематическому мониторингу.
19. Предметом мониторинга осуществления ВККР является соблюдение Градостроительного кодекса Российской Федерации, настоящих Правил и стандартов саморегулируемой организации, а также исполнение плана ВККР.
20. Мониторинг осуществления ВККР ведется субъектом ВККР, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого мониторинга.
21. Субъект ВККР обеспечивает систематическое (за квартал, полугодие или год) обобщение результатов мониторинга осуществления ВККР и информирование о них контролеров.
22. Результаты ВККР обобщаются субъектом ВККР в годовом отчете о состоянии ВККР. Годовой отчет о состоянии ВККР подлежит опубликованию субъектом ВККР, в частности, на официальном сайте субъекта ВККР в сети Интернет.
Годовой отчет о состоянии ВККР может не включать результаты внешних проверок, раскрывающие информацию о конкретных объектах ВККР или их заказчиках.
23. Субъект ВККР должен установить критерии оценки результативности ВККР в целом, а также работы контролеров.
24. В случае когда внешнюю проверку проводит группа контролеров, эту группу возглавляет ее руководитель, назначенный в порядке, установленном субъектом ВККР. Руководитель группы контролеров:
а) организует внешнюю проверку;
б) осуществляет сам и организует контроль за работой контролеров, входящих в группу, и результатами внешней проверки;
в) информирует о результатах внешней проверки объект ВККР;
г) осуществляет сам и организует взаимодействие группы контролеров с объектом ВККР;
д) подписывает отчет о внешней проверке.
25. Группа контролеров должна включать достаточное количество контролеров, для того чтобы внешняя проверка могла быть проведена в установленные сроки.
26. Проведение каждой внешней проверки подлежит подготовке. Целью подготовки внешней проверки является обеспечение ее качества, результативности и своевременности.
27. При подготовке внешней проверки:
а) осуществляется сбор информации об объекте ВККР, необходимой для организации внешней проверки;
б) определяется объем внешней проверки, в том числе подлежащие проверке работы;
в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к проведению внешней проверки;
г) определяются этапы проведения внешней проверки;
д) определяются требования к контролерам, необходимые для проведения внешней проверки, формируется группа контролеров и распределяются обязанности между членами этой группы;
е) составляется программа внешней проверки;
ж) информируется объект ВККР о сроках проведения, предмете и объеме внешней проверки.
28. Объем внешней проверки определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели внешней проверки при данных обстоятельствах.
29. Программа внешней проверки составляется и утверждается до начала внешней проверки.
30. Программа внешней проверки должна содержать, в частности: тему внешней проверки; наименование объекта ВККР; проверяемый период; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней проверки.
31. Программа внешней проверки должна быть построена таким образом, чтобы контролеры получили достаточную уверенность в том, что:
а) объект ВККР имеет надлежащую организацию внутреннего контроля качества работы;
б) объект ВККР выполняет все требования внутреннего контроля качества работы;
в) объект ВККР и его работники соблюдали Градостроительный кодекс Российской Федерации, требования технических регламентов, требования к выдаче свидетельств о допуске, правила контроля в области саморегулирования, требования стандартов саморегулируемой организации.
32. В ходе внешней проверки осуществляются:
а) оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
б) определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
в) оценка достоверности последней по времени отчетности объекта ВККР о профессиональной деятельности исходя из результатов действий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.
33. Оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР осуществляется, в частности, в отношении следующих вопросов:
а) соблюдение объектом ВККР Градостроительного кодекса Российской Федерации, стандартов саморегулируемой организации;
б) численность и профессиональный уровень работников объекта ВККР, а также соблюдение ими требования обучения по программам повышения квалификации;
в) наличие или отсутствие претензий со стороны заказчиков к объекту ВККР.
34. Определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР осуществляется путем проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, а также проектной, сметной и рабочей документации по конкретным работам на объектах.
Указанная проверка проводится как минимум в отношении значительной части конкретных работ на объектах, отобранных на основе анализа риска ненадлежащего проведения работ. Для рассмотрения в ходе внешней проверки отбираются, как правило, завершенные в проверяемый период работы.
35. Проверка проектной и рабочей документации объекта ВККР в отношении конкретных работ на объектах должна предусматривать оценку:
а) наличия и эффективности внутреннего контроля качества работы объекта ВККР и качества выполнения работ;
б) соблюдения Градостроительного кодекса Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации, строительных норм и правил;
в) безаварийности работ;
г) условий страхования ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
36. В ходе внешней проверки должно осуществляться наблюдение за работой контролеров. Наблюдение осуществляется для достижения цели внешней проверки и обеспечения качества работы контролеров. Наблюдению в ходе внешней проверки подлежит:
а) работа каждого контролера независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;
б) работа, выполняемая на каждом этапе внешней проверки.
Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется руководителем группы контролеров, а также более опытными контролерами в отношении работы менее опытных контролеров. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется по мере проведения этой проверки до составления отчета о внешней проверке.
37. В ходе наблюдения должна быть получена достаточная уверенность в том, что:
а) контролеры имеют единое четкое понимание программы внешней проверки;
б) внешняя проверка проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, строительными нормами и правилами;
в) программа внешней проверки исполняется;
г) рабочая документация контроля содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур контроля;
д) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур контроля, обоснованны и подтверждены доказательствами;
е) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и необычными обстоятельствами, были надлежащим образом выявлены, задокументированы и разрешены либо на них было обращено внимание руководителя группы контролеров и (или) более опытных контролеров;
ж) достигается цель внешней проверки;
з) отчет о внешней проверке надлежащим образом отражает результаты внешней проверки.
38. При проведении внешней проверки должны быть получены доказательства, подтверждающие результаты этой проверки.
39. К доказательствам относятся описание системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, копии проверенных проектов и рабочей документации, отчетность объекта ВККР, результаты процедур контроля, проведенных в ходе внешней проверки, письменные заявления должностных лиц объектов ВККР, а также документы и сведения, полученные от заказчиков и из других достоверных источников.
40. Доказательства получают в результате следующих процедур контроля:
а) получения информации о: характере и масштабах деятельности объекта ВККР и применяемых им формах и методах выполнения работ; системе внутреннего контроля качества работы; процедурах соблюдения строительных норм и правил; процедурах обучения по программам повышения квалификации работников;
б) тестирования эффективности процедур мониторинга, применявшихся объектом ВККР в проверяемый период, а также оценки того, насколько контролеры могут полагаться на эти процедуры;
в) проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества выполнения конкретных работ на объектах;
г) повторной оценки достаточности объема внешней проверки путем анализа результатов этой проверки с целью определения, необходимы ли дополнительные процедуры контроля;
д) обсуждения результатов работы, выводов и рекомендаций контролеров, а также отчета о внешней проверке с представителями объекта ВККР;
е) проведения иных процедур контроля.
41. Проведение внешней проверки подлежит документированию.
42. Рабочая документация (рабочие документы), т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением внешней проверки, составляется при подготовке и проведении внешней проверки, а также при осуществлении наблюдения в ходе этой проверки.
43. В рабочих документах должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым контролеру необходимо выразить профессиональное мнение. В случаях, когда контролер рассматривал сложные принципиальные вопросы или выражал по каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в рабочие документы должно быть включено описание всех существенных фактов, известных контролеру на момент формирования такого мнения.
44. Рабочие документы должны составляться с такой степенью полноты и подробности, которая необходима и достаточна для обеспечения понимания проведенной внешней проверки и ее результатов.
45. Объем рабочей документации по каждой внешней проверке определяется контролерами, которые руководствуются своим профессиональным мнением. Включение в рабочую документацию каждого рассмотренного в ходе внешней проверки документа либо отражение в рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является обязательным. Вместе с тем объем рабочей документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому контролеру, не имеющему опыта работы по данной внешней проверке, новый контролер смог исключительно на основе полученной рабочей документации понять проделанную работу и обоснованность выводов прежнего контролера.
46. Форма и содержание рабочих документов определяются контролером с учетом следующих факторов:
предмета и объема внешней проверки;
требований, предъявляемых к отчету о внешней проверке;
масштаба, характера и сложности деятельности объекта ВККР;
доказательности отдельных документов;
состояния системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;
необходимости указаний членам группы контролеров и осуществления наблюдения за ними;
процедур контроля, применяемых при проведении внешней проверки.
47. При включении в рабочую документацию документов и иных материалов, подготовленных объектом ВККР, контролер должен убедиться в том, что такие документы и материалы подготовлены надлежащим образом.
48. Рабочая документация по каждой внешней проверке должна включать:
документы, отражающие подготовку внешней проверки, включая программу внешней проверки;
сведения о сроках проведения и объеме внешней проверки, а также ее результатах;
документы о выполнении отдельных процедур контроля с указанием исполнителей и времени выполнения;
копии документов объекта ВККР, в том числе подтверждающие выявленные нарушения и недостатки;
письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объектов ВККР;
копии обращений, направленных другим субъектам ВККР, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
документы, подтверждающие, что работа, выполненная контролерами, осуществлялась под наблюдением руководителя группы контролеров и (или) более опытных контролеров.
49. Рабочие документы должны быть систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам конкретной внешней проверки.
50. Для подготовки и проведения внешней проверки могут применяться утвержденные субъектом ВККР формы рабочей документации (вопросники, типовые письма, обращения и т.п.), а также единая структура систематизации рабочих документов.
51. Субъект ВККР устанавливает надлежащие процедуры обеспечения конфиденциальности и сохранности рабочих документов.
52. Рабочая документация подлежит хранению субъектом ВККР.
Срок хранения рабочей документации после завершения внешней проверки устанавливается субъектом ВККР. Этот срок должен быть таков, чтобы субъект ВККР и орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций, могли осуществлять контроль за проведением внешних проверок.
Рабочая документация, а также отчеты о внешней проверке комплектуются, учитываются и хранятся в порядке, установленном субъектом ВККР.
53. Результаты внешней проверки подлежат оформлению в письменном виде отчетом (актом, заключением и др.).
54. Отчет должен содержать, в частности:
а) наименование;
б) сведения о субъекте ВККР: наименование, номер саморегулируемой организации в государственном реестре саморегулируемых организаций;
в) сведения об объекте ВККР: наименование, номер в реестре саморегулируемой организации;
г) основание проведения внешней проверки;
д) описание предмета внешней проверки;
е) описание объема внешней проверки;
ж) указание на то, в соответствии с какими требованиями (стандартами, правилами, иными документами) проводилась внешняя проверка;
з) описание подтвержденных доказательствами результатов внешней проверки;
и) заключение о качестве работы объекта ВККР, включая заключение о соответствии правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР установленным требованиям, а также о соблюдении объектом ВККР этих правил;
к) подпись руководителя группы контролеров либо контролеров;
л) дату подписания отчета.
55. Форма отчета, а также допустимые виды заключения в нем (положительное заключение, заключение с оговоркой, др.) устанавливаются субъектом ВККР.
56. При составлении отчета должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
57. Отчет должен быть составлен своевременно, не ранее завершения всех процедур контроля, предусмотренных программой внешней проверки.
58. Отчет направляется объекту ВККР и органу, назначившему внешнюю проверку.
Объект ВККР должен своевременно представить органу, назначившему внешнюю проверку, письменный ответ на отчет, в том числе сообщить о запланированных действиях в случае выявления нарушений и недостатков в сроках осуществления таких действий.
Орган, назначивший внешнюю проверку, должен своевременно рассмотреть отчет и письменный ответ объекта ВККР на него и при необходимости принять соответствующие решения.
59. Результаты проверки являются достаточным основанием для применения в отношении своих членов предусмотренных саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.
- Заявление о внесении изменений и/или дополнений в правила и положения саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии санитарным правилам проектной документации
- Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств
- Заявление о выдаче справки о соответствии жилых помещений на территории городского округа Реутов Московской области санитарным и техническим правилам и нормам
- Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего