План действий в чрезвычайных ситуациях
План действий в чрезвычайных ситуациях
1. Общие положения
1.1. В целях обеспечения способности предприятия выполнять принятые на себя обязательства и минимизировать возможные негативные последствия чрезвычайных происшествий утверждается План действий в чрезвычайных ситуациях (План ЧС).
1.2. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на территории предприятия, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий функционирования предприятия.
2. Виды угроз и уязвимостей
2.1. Основные риски, на которые распространяется действие Плана ЧС:
- пожар;
- затопление;
- угроза взрыва бомбы;
- разлив ядовитых жидкостей;
- взрыв;
- падение напряжения в сети;
- утечка газа;
- ураган;
- необходимость медицинского вмешательства;
- неисполнение обязанностей провайдером;
- нарушение работы средств связи;
- другие потенциальные опасности.
3. Методы предотвращения ЧС
3.1. В условиях повседневного функционирования предприятия проводятся следующие превентивные мероприятия:
3.1.1. Заключение договора с резервными провайдерами, договора на дублирующую телефонную связь, резервное копирование баз данных.
3.1.2. Обеспечение ресурсов на случай ЧС:
3.1.2.1. Контакты всех аварийных служб.
3.1.2.2. Список сотрудников с телефонами и адресами (на бумажном носителе).
3.1.2.3. Список резервного оборудования и средств связи (в том числе находящегося в личной собственности сотрудников).
3.1.2.4. Адрес альтернативного местоположения офиса.
3.1.2.5. Контакты организаций, в которых предприятие может в долг приобрести офисное оборудование, средства связи, сервер, генератор и т.п.
3.1.2.6. Медицинские аптечки.
3.1.2.7. Доверенности на совершение действий от лица предприятия на двух сотрудников аварийной команды.
3.2. Ответственность за наличие и работоспособность ресурсов на случай ЧС возлагается на руководителя аварийной команды.
4. Аварийная команда
4.1. В условиях ЧС по распоряжению директора предприятия начинает работу аварийная команда, которую возглавляет заместитель директора по персоналу.
4.2. На аварийную команду возложено выполнение следующих задач:
4.2.1. Обеспечение альтернативным помещением для осуществления работы в режиме ЧС (резервный офис).
4.2.2. Возобновление работы предприятия в резервном офисе.
4.2.3. Координация деятельности.
4.2.4. Информирование заинтересованных лиц о ходе восстановления деятельности.
4.2.5. Взаимодействие с правоохранительными органами, аварийными и специализированными службами.
4.2.6. Взаимодействие с коммунальными службами, с поставщиками услуг телефонной и других видов связи.
4.2.7. Организация необходимой медицинской помощи сотрудникам и клиентам предприятия.
4.2.8. Взаимодействие со средствами массовой информации.
4.3. В состав аварийной команды входят:
4.3.1. Руководитель аварийной команды (заместитель директора по персоналу) - в наиболее короткие сроки обязан наладить работу резервного офиса.
4.3.2. Ответственный за эвакуацию (главный инженер) - обязан с минимальными потерями обеспечить эвакуацию людей из помещений.
4.3.3. Ответственный за техническую связь (начальник отдела автоматизации) - обязан как можно быстрее наладить дублирующую связь.
4.3.4. Ответственный за информацию (начальник юридического отдела) - обязан поддерживать связь: 1) со службами безопасности; 2) со специализированными службами; 3) с офисом предприятия; 4) с родственниками сотрудников; 5) с отсутствующими сотрудниками; 6) с общественностью; 7) с соседними офисами и предприятиями; 8) со средствами массовой информации; 9) со страховыми компаниями.
4.3.5. Ответственный за оснащение резервного офиса (главный бухгалтер) - обязан материально обеспечить расходы на офис, а также сопутствующие расходы (на такси, еду и т.п.).
5. Оповещение об опасности и режимы работы предприятия
5.1. Сигнал об опасности подается с помощью голосового оповещения. Первый сигнал сообщает о существовании опасности; второй является командой на эвакуацию.
5.2. Местом сбора людей после эвакуации является _____________________________ (например, актовый зал близлежащего предприятия с указанием адреса и телефона).
5.3. Сотрудникам запрещено покидать место сбора до тех пор, пока не будет закончена перекличка и получено подтверждение от руководителя аварийной команды о том, что можно расходиться.
5.4. Устанавливаются следующие уровни работы предприятия.
- режим повседневного функционирования (А);
- сниженный уровень по сравнению с уровнем режима повседневного функционирования в течение заданного периода времени (Б);
- прекращение осуществления работы (планомерное или максимально быстрое и безопасное) (В).
Режимы Б и В относятся к режимам работы предприятия в ЧС.
5.5. Перевод в режим ЧС и завершение работы в ЧС осуществляются по распоряжению директора предприятия.
6. Порядок обучения сотрудников
В целях обеспечения готовности сотрудников к ЧС не реже одного раза в год производится тестирование Плана ЧС в виде учений по эвакуации.
7. Порядок проверки реализации плана ЧС
7.1. Не реже одного раза в шесть месяцев ответственные лица проверяют работоспособность запасного сервера, бензинового электрогенератора, годность аптечки первой помощи, актуальность списков сотрудников.
7.2. СВК в соответствии с планом проверок опрашивает ответственных лиц на предмет знания порядка действий в ЧС.
8. Порядок резервного копирования и хранения важных документов
8.1. Ежедневно отдел автоматизации обязан актуализировать резервные копии информации, необходимой для осуществления деятельности предприятия. Резервные копии хранятся в отделе автоматизации.
8.2. На каждое первое число квартала создается дополнительная резервная копия для передачи ее на хранение в банковскую ячейку.
8.3. Все соглашения на сумму свыше 150 млн руб. (независимо от срока договора) и свыше 50 млн руб. (заключенные на срок от шести месяцев) подписываются в дополнительном экземпляре, который хранится в банковской ячейке.
8.4. В банковской ячейке также хранится список сотрудников, ключевых клиентов, контрагентов с указанием телефонов и адресов.
8.5. Ответственным за документы и диски, хранящиеся в банковской ячейке, лицом является главный бухгалтер.
9. Заключительные положения
9.1. План ЧС утверждается приказом директора предприятия.
9.2. План ЧС подлежит обязательному пересмотру не реже одного раза в два года с целью обеспечения его соответствия организационной структуре, характеру и масштабам деятельности предприятия, условиям мест нахождения предприятия и его подразделений, а также для устранения недостатков, выявленных в ходе тестирования.
Источник - "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, № 21