Инструкция официанта
Официант
------------------------------ (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ИНСТРУКЦИЯ ------------------------------ (наименование должности) 00.00.0000 N 000 --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) Официанта 00.00.0000 1.1. Официант является рабочим и подчиняется непосредственно _____________________________________. (наименование должности руководителя) 1.2. Официантом принимается лицо, имеющее _______________________ (начальное/среднее) профессиональное образование, ____________________________________________, (без предъявления требований к стажу работы/ стаж работы не менее 1, 2 или более лет) ________________________________________________________. (иные требования работодателя)
1.3. Официант 3-го разряда должен знать:
- нормативные правовые документы, акты технического регулирования на услуги общественного питания, на продукцию общественного питания;
- характеристики блюд, изделий и напитков, включенных в меню;
- правила предложения блюд и напитков потребителям;
- правила консультирования потребителей о блюдах и напитках в процессе обслуживания;
- цены на реализуемую кулинарную продукцию, кондитерские изделия и продаваемые товары;
- основные правила этикета;
- правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре подачи, соответствие ассортимента алкогольных напитков характеру и очередности подаваемых блюд;
- виды, назначение и требования, предъявляемые к используемой столовой посуде, приборам, столовому белью, применяемым при обслуживании посетителей;
- правила получения и сдачи столовой посуды, приборов, столового белья, аксессуаров для зала обслуживания;
- правила сервировки столов и обслуживания посетителей при реализации по предварительно оплаченным путевкам, чекам, талонам;
- особенности обслуживания специальных мероприятий в ______________________________________ и при выездном обслуживании, а также (тип предприятия общественного питания) особенности обслуживания отдельных контингентов потребителей; - иностранный язык (__________________________________________________) (английский, иной в соответствии со специализацией предприятия) в пределах разговорного минимума и профессиональной терминологии;
- правила эксплуатации применяемого оборудования и инвентаря;
- правила эксплуатации контрольно-кассовой техники, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
- профессиональную терминологию;
- нормы и стандарты профессиональной этики;
- правила пожарной безопасности;
- санитарные нормы и правила, правила личной гигиены и гигиены рабочего места;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- основы трудового законодательства;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.4. Официант 4-го разряда должен знать:
- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пункте 1.2 настоящей инструкции;
- виды обслуживания посетителей и сервировок столов в _______________________________________ с включением в меню заказных и (тип предприятия общественного питания) фирменных блюд, напитков и кондитерских изделий;
- виды и правила сервировки столов и обслуживания торжеств, мероприятий по заказам организаций, отдельных лиц или групп;
- особенности приготовления и подачи блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, национальных и блюд иностранных кухонь;
- ассортимент, нормы выхода, подробную кулинарную характеристику, правила подачи и цены на реализуемые блюда, изделия и напитки;
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов) 1.5. Официант 5-го разряда должен знать: - документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.2 и 1.3 настоящей инструкции; - виды и правила сервировки столов, отражающие национальные особенности и тематическую направленность ____________________________________________; (тип предприятия общественного питания)
- правила и приемы порционирования, способы доведения до готовности кулинарных изделий на виду у потребителей;
- формы и правила обслуживания иностранных туристов на торжественных и официальных приемах, совещаниях, конференциях, переговорах, съездах;
- соответствие ассортимента вин и винно-водочных изделий характеру и очередности подаваемых блюд;
- особенности питания иностранных туристов;
- формы организации труда официантов (индивидуальная, бригадно-звеньевая, бригадная);
- ____________________________________________________________________. (виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.6. ___________________________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Перед началом рабочего дня (смены) официант:
1) знакомится с порядком выполнения работ, уточняет у непосредственного руководителя особенности организации рабочего дня (обычный день, специальное обслуживание, банкет, др.);
2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
3) надевает форменную одежду и обувь, приводит в надлежащее состояние прическу;
4) подготавливает необходимый инвентарь и приспособления, проверяет их исправность;
5) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.2. В процессе работы официант:
1) использует средства индивидуальной защиты;
2) соблюдает правила использования приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
3) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
4) соблюдает требования санитарии, правила личной гигиены и гигиены рабочего места;
5) следит за сохранностью столовой посуды, приборов, инвентаря в процессе обслуживания, принимает меры по предотвращению их хищения, порчи;
6) при выявлении некачественных блюд и напитков производит их замену и уведомляет _________________________________________; (метрдотеля, др. наименование должности) 7) проявляет вежливость, тактичность, внимательность, доброжелательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих обязанностей; 8) при возникновении споров с посетителями и невозможности их самостоятельного урегулирования, а также при просьбе посетителей представить книгу отзывов и предложений приглашает ________________________________________; (метрдотеля, др. наименование должности) 9) немедленно ставит в известность ___________________________________ (метрдотеля, др. наименование должности) при объявлении проведения внеплановой проверки сотрудниками контрольно-надзорных органов; 10) в чрезвычайных ситуациях под руководством ________________________________________ организует эвакуацию посетителей и (метрдотеля, др. наименование должности) персонала на безопасную территорию (пространство); 11) __________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.3. В течение рабочего дня (смены) официант:
2.3.1. 3-го разряда:
1) осуществляет обслуживание посетителей с простой и средней сложности сервировкой столов и несложным ассортиментом блюд по предварительно оплаченным путевкам, чекам, талонам и за наличные деньги без оформления и предъявления посетителям счетов или без оформления оплаты на контрольно-кассовом аппарате (скомплектованные рационы питания);
2) принимает предварительные заказы на горячие блюда и обслуживание;
3) осуществляет разносную торговлю в залах __________________________________________________ кондитерскими изделиями, (тип предприятия общественного питания) сувенирами, цветами и другими товарами;
4) накрывает и предварительно сервирует столы;
5) производит уборку столов, замену скатертей и салфеток по мере их загрязнения;
6) сдает полученные денежные средства, чеки, талоны, нереализованную продукцию и товары;
7) ___________________________________________________________________; (иные обязанности) 2.3.2. 4-го разряда: 1) осуществляет обслуживание посетителей со сложной сервировкой столов в _______________________________________ с приемом заказов от посетителей, (тип предприятия общественного питания) оформлением и предъявлением им счетов;
2) осуществляет обслуживание торжеств (свадеб, юбилейных дат, товарищеских встреч, семейных обедов, вечеров отдыха, тематических вечеров, балов, дегустаций блюд национальных кухонь и др.);
3) оказывает посетителям помощь в выборе блюд и напитков и подает их на столы;
4) обеспечивает своевременную замену посуды, приборов, подает необходимые посетителям приборы (зажигалки, спички, др.);
5) производит расчет с посетителями согласно счету;
6) производит уборку столов по завершении обслуживания посетителя (посетителей), замену скатертей по мере их загрязнения;
7) по распоряжению _____________________________________ выполняет (наименование должности руководителя) работы, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2.3.1 настоящей инструкции; 8) ___________________________________________________________________; (иные обязанности) 2.3.3. 5-го разряда: 1) осуществляет обслуживание посетителей в ________________________________________ с учетом национальных особенности, (тип предприятия общественного питания) тематической направленности ______________________________________________, (тип предприятия) осуществляет сервировку столов;
2) осуществляет обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций, переговоров, съездов;
3) обеспечивает обслуживание иностранных туристов;
4) подает фирменные блюда и напитки по желанию клиента, заказавшего эти блюда;
5) подает при обслуживании влажные горячие салфетки;
6) обеспечивает своевременную замену посуды, приборов, подает необходимые посетителям приборы (зажигалки, спички, др.);
7) производит уборку столов по завершении обслуживания посетителя (посетителей), замену скатертей по мере их загрязнения;
8) по распоряжению _____________________________________ выполняет (наименование должности руководителя) работы, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2.3.1, подпунктах 1 - 3 пункта 2.3.2 настоящей инструкции; 9) ___________________________________________________________________; (иные обязанности) 2.4. В конце рабочего дня (смены) официант: 1) снимает форменную одежду, обувь, помещает их на хранение; 2) сдает установленную отчетность; 3) ___________________________________________________________________. (иные обязанности) 2.5. Официант обязан: 1) находиться в зале только в форменной одежде и обуви установленного образца в надлежащем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений; 2) носить _________________________ с указанием профессии, фамилии, (бейдж/значок/др.) имени;
3) быть аккуратным и внимательным при сервировке столов, транспортировке и перемещении подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды;
4) производить сервировку и уборку столов не причиняя неудобства посетителям;
5) не допускать задержку обслуживания посетителей;
6) поблагодарить посетителей при расчете;
7) оставлять рабочее место только при замене его другим официантом;
8) при повышении в течение рабочего дня температуры, появлении признаков желудочно-кишечных и иных инфекционных заболеваний, нагноений, порезов, ожогов, а также обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье сообщать ________________________________________; (метрдотелю, др. наименование должности) 9) неукоснительно исполнять распоряжения и указания ________________________________________, данные в пределах служебных (метрдотелю, др. наименование должности) полномочий; 10) __________________________________________________________________. (иные обязанности)
2.6. Официанту запрещаются:
1) прием пищи и курение на рабочем месте;
2) общение с родственниками и знакомыми в зале вне рамок обслуживания их в качестве потребителей;
3) хранение в карманах одежды предметов личного туалета;
4) проведение мероприятий личной гигиены на виду у посетителей (причесывание, уход за ногтями, пр.);
5) ___________________________________________________________________. (иные запреты) 2.7. _________________________________________________________________. (иные обязанности)
3. Права
При выполнении своих обязанностей официант обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.
4. Ответственность
4.1. Официант привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
4.2. Официант несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
4.3. Официант за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
4.4. ___________________________________________________________________.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящая инструкция разработана на основе Тарифно-квалификационных характеристик профессии "Официант. 3-й, 4-й, 5-й разряды" (раздел "Торговля и общественное питание" Единого тарифно-квалификационного справочника, выпуск N 51, утвержденного Постановлением Минтруда России от 05.03.2004 N 30) с учетом ГОСТ Р 50935-2007 "Услуги общественного питания. Требования к персоналу", ___________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ___________________________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью ___________________________________________________________________________ настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре __________________________________________________________________________. инструкции, хранящемся у работодателя; иной способ)
5.3. ___________________________________________________________________.