Статья 58. Оператор универсального обслуживания
1. Оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором универсального обслуживания, назначение которого осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
2. Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи вправе назначить оператором универсального обслуживания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на указанных территориях, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на указанных территориях.
Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи заключает с оператором универсального обслуживания договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее чем на три года. Стороны договора по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи могут вносить изменения в договор об условиях оказания универсальных услуг связи в течение трех месяцев после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В договоре об условиях оказания универсальных услуг связи, заключаемом с оператором универсального обслуживания, на которого в порядке назначения возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи, должны быть определены следующие существенные условия:
перечень населенных пунктов, в которых должны быть установлены средства коллективного доступа и точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа в таких населенных пунктах;
размер финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи с учетом прогнозируемого размера экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания универсальных услуг связи в течение срока действия этого договора;
порядок расчетов, предусматривающий выплату оператору универсального обслуживания ежегодно фиксированной суммы финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи из резерва универсального обслуживания;
сроки начала оказания универсальных услуг связи, в том числе на территориях, на которых оператору универсального обслуживания необходимо провести организационно-технические мероприятия в целях оказания универсальных услуг связи;
требования к отчетности об исполнении этого договора, а также к порядку расчета экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания универсальных услуг связи, осуществляемого в целях определения размера финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи;
иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оператор универсального обслуживания не вправе отказать иному оператору связи в использовании инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, а также отказаться от заключения договоров о присоединении иных сетей электросвязи к своей сети электросвязи, предназначенной для оказания услуг электросвязи с использованием точек доступа, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействие противоречат условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации. При оказании услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, обеспечивается приоритетное использование такой инфраструктуры связи для оказания универсальных услуг связи надлежащего качества.
Комментарий к ст. 58 Закона о Связи
Комментируемая статья содержит норму, которая регулирует специальный вид отношений - оказание универсальных услуг. Пунктом 1 комментируемой статьи определяется ведущая сторона по договору - оператор универсального обслуживания, выбор которого осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Фактически проводится назначение, которое оформляется договором на срок десять лет. От лица Правительства РФ в договоре выступает Федеральное агентство связи, которое является стороной по договору.
Таким образом, если представить графически статус оператора универсального обслуживания, то это будет многоуровневая конструкция. На первом уровне представлены уставные документы, на втором - лицензия, на третьем - разрешение на эксплуатацию объектов связи, на следующем - документы Федеральной антимонопольной службы о признании оператора монополистом или существенным оператором в 57 субъектах Федерации, на очередном уровне - договор с Федеральным агентством связи.
Фактически договор об условиях оказания универсальных услуг связи является продолжением (приложением к) лицензии. Условиями такого договора должны быть следующие существенные условия:
- перечень населенных пунктов (с количеством средств коллективного доступа и точек доступа);
- размер финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи с учетом прогнозируемого размера экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания универсальных услуг связи в течение срока действия этого договора;
- порядок расчетов, предусматривающий выплату оператору универсального обслуживания ежегодно фиксированной суммы финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи из резерва универсального обслуживания;
- сроки начала оказания универсальных услуг связи;
- требования к отчетности об исполнении этого договора, а также к порядку расчета экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания универсальных услуг связи, осуществляемого в целях определения размера финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи;
- иные условия в соответствии с законодательством РФ (права и обязанности сторон, случаи прекращения договора и основания его расторжения, срок действия договора и др.).
Следует обратить внимание, что комментируемая статья закрепляет перечень существенных условий, которые должны быть включены в договор об условиях оказания услуг связи. Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Учитывая, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов РФ, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи, заключение такого договора для него является обязательным.
Статьей 445 Гражданского кодекса РФ закреплен порядок заключения таких договоров - в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Если в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Следует отметить, что судебная практика не богата спорами по понуждению к заключению договора об условиях оказания универсальных услуг связи, поскольку предпринимательская деятельность оператора связи в данном случае поддерживается со стороны государства (см. комментарий к ст. 61).
Согласно комментируемой статье оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов РФ, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи. На практике такое положение для некоторых операторов связи является весьма проблематичным для реализации.
Интересен следующий случай из судебной практики, который освещен в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 г. N 16АП-436/2013 по делу N А15-1905/2012 о признании частично недействительным решения и незаконным требования налогового органа. Судом отмечено, что на основании Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241 и ст. 58 комментируемого Закона на АО была возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи, от которой оно, как оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, не вправе было отказаться. В частности, обществом на основании указанных норм законодательства РФ с Федеральным агентством связи были заключены договоры об условиях оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов. В целях реализации возложенных на АО обязанностей по организации универсальных услуг связи обществу было необходимо приобрести и установить соответствующее оборудование. Единственным вариантом для обеспечения установки таксофонов универсального обслуживания в горных районах оказалось использование спутниковой связи. Вследствие низкой платежеспособности населения, неразвитости телефонизации и низких доходов АО не имело средств для реализации данного проекта по оказанию универсальных услуг связи, в связи с чем единственным выходом было приобретение оборудования в лизинг. Таким образом, выводы налогового органа о создании обществом в результате номинальных действий по приобретению имущества в лизинг необоснованного преимущества, выразившегося в увеличении расходов за счет лизинговых платежей, что позволило получить необоснованную налоговую выгоду и предъявить к вычету НДС с лизинговых платежей, и о том, что собранные инспекцией при проведении проверки доказательства свидетельствуют об оформлении документов с единственной целью - получение необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного занижения налоговой базы по налогу на прибыль и предъявления к вычету НДС, не были судом признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела.