Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 | ст. 44

Статья 44. Порядок опровержения

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Комментарий к ст. 44 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет порядок и содержание опровержения. В опровержении должно быть конкретизировано: где, когда и как были распространены сведения, не соответствующие действительности, в чем именно они состоят, их содержание. Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати (ч. 3 Кодекса профессиональной этики российского журналиста).

2. Вторая часть комментируемой статьи определяет порядок опровержения в различных средствах массовой информации (в периодическом печатном издании, на радио и телевидении). В отношении опровержения законодательством закреплен принцип примерного равенства (или соответствия) опровержения опровергаемому материалу по заметности, значимости, времени выхода, месту размещения. В периодических печатных изданиях текст опровержения выходит на том же месте, что и опровергаемый материал, тем же шрифтом, с заголовком "Опровержение".

Каким образом может публиковаться опровержение?

Давайте обратимся к примеру.

Суды, удовлетворяя заявленные требования ООО "Комбинат Южуралникель" в порядке, предусмотренном ст. 44 комментируемого Закона, обязали редакцию газеты "Орская хроника" опубликовать текст опровержения, разместив его на первой странице ежедневной городской газеты "Орская хроника", шрифтами заголовка и текста опровержения, аналогичными шрифту заголовка и текста статьи под названием "Двенадцатикратное превышение ПДК стало "новогодним подарком" орчанам от Никелькомбината", следующего содержания: Заголовок - "ОПРОВЕРЖЕНИЕ". Текст опровержения: решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26 ноября 2010 г. по делу N А47-5912/2010 признаны не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию открытого акционерного общества "Южноуральский никелевый комбинат" сведения, распространенные 6 января 2010 г. в ежедневной городской газете "Орская хроника" (N выпуска 1/22330) корреспондентом автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Орская хроника" Гончаренко Виктором Григорьевичем в статье под названием "Двенадцатикратное превышение ПДК стало "новогодним подарком" орчанам от Никелькомбината", а именно: "В 10 часов 10 минут превышение ПДК по диоксиду серы составляло 4,8 раза, в 10.40 - 6,5 раза, в 10.45 - 11,7!" (см. Постановление ФАС Уральского округа от 23 июня 2011 г. N Ф09-3164/11-С6).

Особую значимость имеет обязательный выход опровержения в теле- и радиопрограммах в то же время и в той же программе, что и опровергаемая информация: естественно, что популярная рейтинговая программа, выпущенная в прайм-тайм, будет иметь большую зрительскую аудиторию, чем нерейтинговая программа, показанная в 2 - 3 часа ночи. Закон определяет минимальный и максимальный объем опровержения. Минимальным объемом является одна машинописная страница (то есть лист стандартного формата А4), а в теле- и радиопрограммах - время, необходимое диктору для прочтения одной машинописной страницы. Максимальный объем определяется объемом опровергаемого материала и не может превышать его более чем в два раза.

3. Четвертая часть комментируемой статьи определяет срок выхода опровержения. Если периодичность выхода средства массовой информации составляет один раз в неделю или чаще, опровержение должно быть распространено не позднее чем через десять дней после поступления требования об опровержении, то есть в ближайших выпусках. Если же периодичность выхода СМИ в свет (в эфир) является более редкой, опровержение должно выйти не позднее чем в одном из ближайших двух выпусков.

В связи с указанными сроками опровержения (особенно со сроком опровержения, установленным для СМИ, выходящих не реже раза в неделю) не совсем понятна регламентация срока уведомления заинтересованных граждан или организаций о сроке выхода опровержения или об отказе в опровержении. Согласно последней части комментируемой статьи установлен месячный срок с момента получения требования об опровержении или самого текста опровержения. Для средств массовой информации, выходящих в свет (в эфир) ежемесячно, такой срок еще будет обоснованным, но если СМИ выходит в свет (в эфир) раз в неделю или чаще, то до истечения месяца опровержение уже должно быть обнародовано. Возможно, установленный срок следует понимать как претензионный, после истечения которого заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием об опровержении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию. Однако Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 24 февраля 2005 г. N 3 отмечает, что законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные выше сведения.

Согласно п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и порядке, которые ими предусмотрены.

4. Комментируемый закон содержит статьи, предусматривающие определенную процедуру обращения заинтересованных лиц с требованием об опровержении сведений, порочащих их деловую репутацию, однако в нем не указано, что эта процедура является обязательным досудебным порядком разрешения спора.

Установленный названным Законом порядок опровержения согласуется с нормами ГК РФ, к досудебному (претензионному) порядку урегулирования спора не относится, поэтому его необходимо рассматривать как альтернативный порядок защиты нарушенных прав.

Как правило, требования об опубликовании опровержения предъявляются в суд одновременно с требованиями о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Например, см. Апелляционное определение Московского городского суда от 12 июля 2013 г. по делу N 11-21536, которым заявленные требования П. к ЗАО "Экспресс газета" Э. о защите чести, достоинства и деловой репутации, обязании опровергнуть опубликованные сведения, взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворены частично, а также Определение Ленинградского областного суда от 6 июня 2013 г. N 33-2584/2013 об опровержении сведений, порочащих деловую репутацию, и взыскании денежной компенсации морального вреда.

5. Однако следует учитывать, что требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению, если истец докажет, что они возникли вследствие распространения сведений, не соответствующих действительности.

Закон не предусматривает срок опубликования опровержения, если решение, обязывающее распространить опровержение, принято судом. Думается, в такой ситуации срок опубликования опровержения должен быть указан в самом судебном решении.

Если редакция отказывает в опровержении, то в уведомлении об отказе обязательно должны быть указаны основания отказа, которые исчерпывающим образом установлены в ст. 45 комментируемого Закона.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. № 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
В.А. Тимошенко, А.Б. Смушкин, 2015

Судебная практика по статье 44 Закона о СМИ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-15194/11, Высший арбитражный суд, надзор
    Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 150, 152, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 44, пунктом 6 статьи 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17580/12, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
    просит пересмотреть указанные судебные акты в порядке надзора, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение единообразия в применении и толковании статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации статей 43, 44, 46 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Рассмотрев заявление, изучив оспариваемые судебные акты, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-15327/11, Высший арбитражный суд, надзор
    утверждением является: «Право распоряжаться счетом Ольги Федоровых перешло к «АК БАРС» Банку», которое не является порочащим деловую репутацию. Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 43, 44, 56 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено. Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты...