Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 | ст. 21

Статья 21. Статус издателя

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона, Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Комментарий к ст. 21 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья регламентирует правовой статус издателя средства массовой информации. Под издателем Закон понимает издательство, иное учреждение, предприятие (предпринимателя), осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. К издателю также приравниваются юридическое лицо или гражданин, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Относительно объема прав издателя статья содержит отсылочные положения к иным нормам комментируемого Закона, а также иному законодательству. В качестве иного законодательства комментируемый Закон в первую очередь упоминает Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Относительно иного законодательства, прямо регулирующего издательскую деятельность, сложилась своеобразная ситуация - Постановление Совмина РСФСР от 17.04.1991 N 211 "О регулировании издательской деятельности в РСФСР" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.05.2002 N 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности", однако специального нормативного акта, регулирующего правоотношения в данной сфере, принято так и не было.

2. Использование в комментируемой статье отсылки к законодательству "о предприятиях и предпринимательской деятельности" связано с существованием на момент принятия Закона "О средствах массовой информации" Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Однако Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ указанный Закон признан утратившим силу с 1 января 1995 г., кроме ст. ст. 34 и 35, а Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ Закон признан полностью утратившим силу с 1 июля 2002 г. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется ГК РФ и специальными нормативными актами, регламентирующими отдельные организационно-правовые формы юридических лиц.

По сути, комментируемая статья практически вообще не регламентирует комплекс правомочий издателя. Более взвешенно этот вопрос предусматривался в проекте Индустриального комитета, в котором предлагалось права и ответственность издателя определить следующим образом: "Издатель... самостоятельно принимает решения о порядке и способах выпуска периодического печатного издания, производства и распространения его продукции, если его договором с владельцем средства массовой информации не предусмотрено иное;

- определяет тираж периодического печатного издания;

- обладает правом собственности и иными правами на продукцию периодического печатного издания;

- имеет иные права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Издатель несет ответственность за достоверность указания тиража периодического печатного издания в выходных данных в соответствии с действующим законодательством".

3. Согласно ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона производственные, имущественные и финансовые отношения между редакцией и издателем, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон могут быть также закреплены договором между редакцией и издателем.

Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование издательской деятельности не предусмотрено, за исключением деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

4. Последняя часть комментируемой статьи содержит универсальное положение Закона, закрепляющее возможность совмещения одним лицом различных функций: издателя, учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. № 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
В.А. Тимошенко, А.Б. Смушкин, 2015