Статья 20. Устав редакции
Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В уставе редакции должны быть определены:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.
Комментарий к ст. 20 Закона о СМИ
1. Комментируемая статья определяет порядок принятия и содержание устава редакции средства массовой информации. Устав - это локальный нормативный акт, действующий в пределах конкретного СМИ. Он должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации. Согласно ч. 3 ст. 15 комментируемого Закона, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным.
В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, журналисты редакции, то есть лица, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанные с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающиеся такой деятельностью по ее уполномочию. В принятии участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции. Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.
Учитывая принцип свободы договора, учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание предусмотренные законодательством последствия непринятия или неутверждения устава в трехмесячный срок с момента первого выхода в эфир (ч. 3 ст. 15 комментируемого Закона) и непредставления в тот же срок копии устава в регистрирующий орган. Учредитель не имеет правовых "рычагов" для внесения изменений в предлагаемый ему на утверждение устав редакции, однако на практике статус учредительства зачастую понимается несколько превратно.
Отдельно стоит провести параллели с уставом как учредительным документом хозяйственных обществ, производственных кооперативов, общественных, религиозных и некоторых иных организаций (см. ст. 89 ГК РФ об уставе общества с ограниченной ответственностью, ст. 106.2 ГК РФ об уставе производственного кооператива, ст. 123.5 ГК РФ об уставе общественной организации, ст. 123.9 ГК РФ об уставе ассоциации, союза, ст. 123.20 ГК РФ об уставе фонда, ст. 123.27 ГК РФ об уставе религиозной организации).
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное комментируемой статьей, не является процедурой государственной регистрации устава.
ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 25 ноября 2013 г. N А21-10380/2012 указал, что комментируемый Закон не предусматривает процедуру государственной регистрации устава редакции средства массовой информации и такого документа, как устав газеты, а направление копии устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган, что предусмотрено ст. 20 комментируемого Закона, не является процедурой государственной регистрации устава, вступление в действие которого непосредственно связано с моментом такой регистрации.
Подведем итог. Исходя из содержания комментируемой статьи и судебной практики, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным на регистрацию в Роскомнадзор (его территориальные органы).
Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет содержание устава. Перечень предложенных к урегулированию в уставе вопросов не является исчерпывающим. Возможно закрепление в уставе и иных аспектов деятельности редакции СМИ.
Часть третья комментируемой статьи допускает в некоторых случаях регламентацию взаимоотношений между учредителем и редакцией не уставом, а договором. Подобный договор может быть заключен учредителем либо с редакцией, либо с главным редактором. Заключение такого договора возможно всего в двух ситуациях:
- коллектив редакции состоит менее чем из десяти человек. В этом случае договор вообще будет действовать вместо устава;
- договор заключается только до принятия устава и с момента утверждения устава учредителем прекращает свое действие.
Если редакция средства массовой информации регистрируется в качестве юридического лица, то устав редакции может также быть и уставом юридического лица, если соответствует всем требованиям, предъявляемым к уставам предприятий ГК РФ и иным законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности.
3. Комментируемой статьей закреплена также обязанность редакции представлять копию устава (или договора) в трехмесячный срок в регистрирующий орган. В противном случае возможно наложение административной ответственности в виде штрафа на основании ст. 13.23 КоАП РФ. Штраф налагается в следующих размерах:
- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу подп. 5.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций регистрирует средства массовой информации. Статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующая содержание государственных реестров, не указывает на устав редакции, не являющийся учредительным документом. Соответственно, в Федеральную налоговую службу устав редакции (как иной документ, нежели учредительный) представлять не требуется.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушения порядка представления в регистрирующий орган копии устава редакции или заменяющего его договора Роскомнадзор или его территориальный орган составляют протокол об административном правонарушении в отношении учредителя (учредителей) средства массовой информации. Срок привлечения к административной ответственности по ст. 13.23 КоАП РФ исчисляется со следующего дня после истечения срока направления в регистрирующий орган копии устава редакции или заменяющего его договора в соответствии с требованиями комментируемой статьи, т.е со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации "прибавляется" три месяца и один день.
После истечения срока привлечения к административной ответственности должностное лицо вправе выдать предписание учредителю (учредителям) средства массовой информации с требованием о предоставлении копии этих документов в регистрирующий орган, а также установить срок исполнения данного предписания <9>. В случае неисполнения данного требования может быть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Если в установленный законом срок устав редакции не принят либо не заключен заменяющий его договор между учредителем и редакцией (главным редактором), регистрирующим органом применяются более строгие меры - подача иска в суд о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным (см. ч. 3 ст. 15 и комментарий к ней).
--------------------------------
<9> См.: распоряжение Роскомнадзора от 29 июня 2012 г. N 21 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации".
В случае обнаружения нарушения порядка утверждения и изменения устава редакции, а также отсутствия в нем обязательных сведений, названных в ч. 2 комментируемой статьи, должностное лицо вправе выдать предписание учредителю (учредителям) средства массовой информации с требованием об устранении нарушения, установив при этом срок исполнения данного требования. В случае неисполнения данного требования составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства).
При представлении копии устава (или, если вместо устава действует договор, то данного документа) в регистрирующий орган редакция может специально отметить в нем элементы, составляющие коммерческую тайну, и, соответственно, требовать сохранения конфиденциальности данных сведений. Если сотрудниками регистрирующего органа разглашена ставшая известной им по работе информация, представляющая коммерческую тайну, они обязаны возместить пострадавшей редакции убытки (включая упущенную выгоду), причиненные таким разглашением (ч. 2 п. 2 ст. 139 ГК РФ).