Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации (далее - организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации), к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а в случае, если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, также избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включая предупреждение.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска средства массовой информации, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в период одной избирательной кампании, кампании референдума совершено более двух нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.
Рассмотрение судом указанных в настоящей статье заявлений о приостановлении выпуска средства массовой информации осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным настоящей статьей основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, - до момента окончания повторного голосования.
В целях настоящей статьи нарушением главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах признается нарушение этим главным редактором или этой организацией установленного указанным законодательством порядка информирования избирателей, участников референдума, проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.
Для целей настоящей статьи не признается нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах распространение в средстве массовой информации материалов и сообщений, за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не несет ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Комментарий к ст. 16.1 Закона о СМИ
1. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие виды нарушений главным редактором или редакцией радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах:
- непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.4 КоАП РФ (нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума), ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ (непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума) и ст. 5.64 КоАП РФ (нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии) (ч. 2 ст. 5.3 КоАП РФ);
- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5 КоАП РФ);
- изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12 КоАП РФ);
- непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ);
- нарушение требований ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выпуске сообщений о проведении предвыборных мероприятий информационным блоком, без комментариев по поводу проведения предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, либо предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений;
- нарушение ограничений при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, предусмотренных ст. 56 указанного Закона, и др.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 57 комментируемого Закона редакция, главный редактор не несут ответственности за распространение сведений:
- если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
- если они получены от информационных агентств;
- если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
- если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
- если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
- если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в ч. 6 ст. 4), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.
2. Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.
Первое нарушение законодательства о выборах и референдуме влечет привлечение указанных в комментируемой статье субъектов в судебном порядке к административной ответственности. Повторное нарушение дает все основания для обращения избирательного органа (если продукция СМИ распространяется на всей территории РФ или на территории субъекта РФ - Центральной избирательной комиссии; если только на территории одного субъекта РФ - ЦИК и избирательной комиссии субъекта РФ) в регистрирующий орган. Такое обращение именуется представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Представление составляется в письменной форме, с указанием конкретных фактов нарушения законодательства о выборах и референдуме, а также с указанием факта повторности привлечения главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, к ответственности.
3. Регистрирующий орган обязан проверить все факты и обстоятельства, указанные в представлении. Срок проверки определяется количеством времени, оставшимся до дня голосования. Если до дня голосования остается более шести дней, проверка проводится в пятидневный срок; если менее - то в более короткий срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования; если уже наступил день голосования или день, предшествующий дню голосования, проверка проводится немедленно. К проверке привлекаются все заинтересованные лица, то есть как представители избирательных комиссий, так и представители самого средства массовой информации.
Если отсутствуют основания для обращения в суд, регистрирующий орган должен направить инициатору представления мотивированный отказ. Отказ регистрирующего органа в обращении в суд не препятствует применению к средству массовой информации иных форм ответственности: предупреждения, штрафа и т.д.
Если регистрирующим органом будут подтверждены указанные инициатором представления факты и обстоятельства, регистрирующий орган может обратиться в суд с иском о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного для нарушения законодательства о выборах и референдуме. Если же нарушение законодательства о выборах и референдуме является уже третьим или более за время одной кампании и главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, за предыдущие нарушения вступившими в законную силу решениями суда уже привлекались к административной ответственности, регистрирующий орган не вправе отказываться от обращения в суд.
4. Согласно ч. 6 ст. 260 ГПК РФ в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи. Заявление о приостановлении выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства о выборах и референдуме рассматривается судом в порядке, установленном главой 26 ГПК для производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Выпуск средства массовой информации приостанавливается на период текущих выборов или референдума (до окончания голосования или повторного голосования, если оно проводится).