Статья 361 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения
|
Налоговая ставка (в рублях)
|
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
2,5
|
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
3,5
|
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
5
|
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
7,5
|
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
|
15
|
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
|
1
|
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
|
2
|
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
|
5
|
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
|
5
|
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
|
10
|
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
2,5
|
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
4
|
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
5
|
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
6,5
|
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
|
8,5
|
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)
|
2,5
|
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
|
2,5
|
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
|
5
|
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
10
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
|
20
|
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
20
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
|
40
|
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
25
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
|
50
|
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)
|
20
|
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
|
25
|
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)
|
20
|
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)
|
200
|
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Судебная практика по статье 361 НК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 81-АПГ15-63, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Пунктом 1 статьи 361 НК РФ установлены базовые ставки транспортного налога...
-
Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ15-1, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) такая налоговая ставка установлена в размере 15 руб. Из пункта 2 статьи 361 Налогового кодекса следует, что данные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с (до 110,33 кВт включительно...
-
Решение Верховного суда: Определение N 78-АПГ12-22, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Федеральным законом № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2011г. ставки транспортного налога для легковых автомобилей снижены в два раза, при этом право субъектов Российской 3 Федерации увеличивать (уменьшать) ставку транспортного налога, но не более чем в десять раз, сохранено...
Комментарий к ст. 361 НК РФ
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает размеры налоговых ставок в рублях, в пределах которых они могут устанавливаться законами субъектов РФ.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050 "О транспортном налоге" разъясняется, что транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Таким образом, вопрос об установлении размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Аналогичная позиция также выражена в ряде иных писем: письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-05-06-04/1693; от 12.01.2017 N 03-05-06-04/484; от 11.01.2017 N 03-01-11/390; от 29.12.2016 N 03-05-06-04/78983; от 28.12.2016 N 03-05-06-04/78765; от 01.12.2016 N 03-05-06-01/71117.
Пункт 2 статьи 361 НК РФ устанавливает право законодательных органов субъектов РФ своими законами уменьшать или увеличивать налоговые ставки, установленные пунктом 1 комментируемой статьи, но не более чем в десять раз. Данное ограничение в праве уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
Официальная позиция.
Так, в письме ФНС России от 10.06.2016 N СА-17-11/90 указывается, что положениями НК РФ в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. включительно законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки.
Дополнительно в письме Минфина России от 02.02.2017 N 03-05-06-04/5419 сообщается, что Закон города Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" в соответствии с главой 28 НК РФ устанавливает транспортный налог на территории города Москвы. Данным Законом в соответствии с НК РФ на территории города Москвы определяются ставки транспортного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.
В пункте 3 комментируемой статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 07.04.2015 N 03-05-04-04/19434 рассмотрен вопрос о возможности установления дифференцированной ставки по транспортному налогу в отношении электромобилей. Так, налоговый орган указывает, что в соответствии с положениями главы 28 НК РФ электромобили не выделены в отдельную категорию транспортных средств. Вместе с тем в соответствии со статьей 356 НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Учитывая изложенное, снижение налоговой нагрузки в отношении электромобилей может быть реализовано в рамках полномочий, предоставленных законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации статьей 356 НК РФ, путем установления льгот для владельцев указанных транспортных средств в виде полного или частичного освобождения от уплаты транспортного налога.
Пункт 4 статьи 361 НК РФ регулирует ситуацию, когда размеры налоговых ставок по транспортному налогу не установлены законами субъектов Российской Федерации. В таком случае применяются те размеры налоговых ставок, которые установлены в пункте 1 комментируемой статьи.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 12.03.2015 N 03-05-04-04/13140 рассмотрен вопрос о ставке транспортного налога в отношении маломерных судов, если регистрирующий орган передал в налоговые органы сведения о данных судах без указания информации о мощности двигателя. Официальный орган указывает, что в случае передачи регистрирующими органами сведений о зарегистрированных маломерных судах (катерах, моторных лодках и др.) без указания сведений о мощности двигателя при исчислении транспортного налога следует применять налоговую ставку, установленную в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как за единицу транспортного средства.
При применении положений статьи 361 НК РФ необходимо руководствоваться также нормами Приказа ФНС России от 08.05.2014 N ММВ-7-6/267@ "Об утверждении структуры классификаторов/справочников, используемых для исчисления имущественных налогов физическим лицам" (вместе с Порядком ведения классификаторов/справочников, используемых в ПК "СЭОД" при исчислении налогов физическим лицам, для их применения в АИС "Налог-3").
Объектами классификации КТСЛ являются категории транспорта для определения ставок и льгот, устанавливаемые законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации по транспортному налогу.
КТСЛ представляет собой систематизированный свод наименований категорий и подкатегорий транспорта для определения ставок и льгот и их кодов. Структурно он состоит из идентификационного блока и блока наименований. Целью ведения таблиц классификаторов является систематизация нормативно-справочной информации (НСИ), сведений о нормативных правовых актах (НПА), используемых территориальными налоговыми органами при исчислении имущественных налогов физическим лицам. Ведение таблиц классификаторов осуществляется на основании нормативных документов, определяющих исчисление имущественных налогов физическим лицам.
Классификаторы/справочники подразделяются на классификаторы федерального уровня и справочники (таблицы) регионального уровня.
Судебная практика.
Обращаем внимание, что положения комментируемой статьи стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Физическое лицо как налогоплательщик транспортного налога оспаривает конституционность статьи 361 НК РФ в части установления налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, дифференцируя налоговую ставку в зависимости от мощности двигателя, не позволяет при исчислении транспортного налога объективно оценить фактическую способность налогоплательщика к его уплате.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание, и в качестве такого критерия была избрана мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Данное правовое регулирование, в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права владельцев транспортных средств.
(Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 329-О.)