Статья 148 НК РФ. Место реализации работ (услуг) (действующая редакция)
1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым - семнадцатым настоящего подпункта. Положение настоящего подпункта применяется при:
передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса;
оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса;
оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
предоставление труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг;
сдаче в аренду движимого имущества, за исключением сдачи в аренду авиационных двигателей и прочего авиационно-технического имущества, если в соответствии с законодательством иностранного государства местом реализации таких услуг признается территория такого иностранного государства, и сдачи в аренду наземных автотранспортных средств;
оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;
абзацы девятый - десятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ;
передаче единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов), полученных в рамках реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов;
оказании услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса.
В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
местом жительства покупателя является Российская Федерация;
место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, - на территории Российской Федерации;
сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.
Если при оказании физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации и при этом в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором место оказания указанных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, местом осуществления деятельности указанного покупателя признается территория такого иностранного государства, продавец вправе определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно;
4.1) услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации, и услуг, указанных в подпункте 4.3 настоящего пункта), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, либо иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).
Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом.
Местом реализации услуг по транспортировке трубопроводным транспортом природного газа также признается территория Российской Федерации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
4.2) услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (за исключением услуг, указанных в подпункте 4.3 настоящего пункта) при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации;
4.3) услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории Российской Федерации оказываются российскими организациями;
4.4) услуги по перевозке товаров воздушными судами оказываются российскими авиаперевозчиками - организациями или индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Российской Федерации в случае, если при перевозке на территории Российской Федерации совершается посадка эксплуатируемого указанными перевозчиками воздушного судна и место прибытия товаров на территорию Российской Федерации совпадает с местом убытия товаров с территории Российской Федерации;
5) деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 настоящего пункта).
1.1. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
2) работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;
3) услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи;
5) услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 - 4.3 пункта 1 настоящей статьи.
2. Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные подпунктами 1 - 4.1 пункта 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.
В целях настоящей главы местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, не признается территория Российской Федерации, если указанные суда используются за пределами территории Российской Федерации для добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
2.1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Положения настоящего пункта распространяются на следующие виды работ (услуг):
1) работы (услуги), выполняемые (оказываемые) в границах континентального шельфа Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в границах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, по региональному геологическому изучению, геологическому изучению и разведке морских месторождений углеводородного сырья (включая услуги по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, услуги по геофизическим исследованиям скважин, геолого-разведочные и сейсморазведочные работы, разведочные буровые работы, услуги по мониторингу состояния недр, услуги по аэрофотосъемке), созданию, доведению до состояния готовности к использованию (эксплуатации), техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, консервации, демонтажу, ликвидации (иные работы капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иного имущества, расположенного на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, которое используется (создается для использования) в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья;
2) работы (услуги) по добыче углеводородного сырья, в том числе по строительству (бурению) скважин;
3) работы (услуги) по подготовке (первичной обработке) углеводородного сырья;
4) работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также работы (услуги), непосредственно связанные с такой перевозкой и (или) транспортировкой, выполняемые (оказываемые) российскими и (или) иностранными организациями.
3. В случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
5. Документами, подтверждающими место оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, являются реестры операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных абзацами вторым и четырнадцатым - семнадцатым подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи, на основании которых местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации, а также о стоимости указанных услуг.
Судебная практика по статье 148 НК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ15-17764, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Удовлетворяя данное требование, суд первой инстанции пришел к выводу что оказываемые обществом услуги по перевозке рыбопродукции, выловленной в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подпадают под действие подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) и являются объектом налогообложения НДС по налоговой ставке 0 процентов...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-8805, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Применительно к налогу на добавленную стоимость необходимость учета вышеуказанных обстоятельств следует из нормы статьи 148 Налогового кодекса, согласно пункту 1 которой местом реализации услуг в целях взыскания налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность в Российской Федерации...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-8805, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) при решении вопроса об уплате НДС, ввиду того, что компания истца создана по законодательству Швеции и не имеет постоянного представительства в России, была отклонена как неосновательная...
Комментарий к ст. 148 НК РФ
Статья 148 НК РФ устанавливает правила определения места реализации работ (услуг), которые зависят от того, какие именно работы (услуги) реализуются.
Прежде всего это работы (услуги), которые связаны непосредственно с недвижимым имуществом.
При этом перечень работ (услуг), связанных с недвижимостью, который приведен в подпункте 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ, не является исчерпывающим.
Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Например, в силу статьи 132 ГК РФ предприятие в целом признается недвижимым имуществом. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отнес жилые и нежилые помещения к частям здания.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 02.03.2015 N 03-07-08/10597 рассмотрен вопрос о налогообложении НДС работ по управлению проектом, выполняемых российской организацией в рамках контракта с иностранной организацией. По данному вопросу Департамент финансового ведомства дал нижеследующие разъяснения.
Поскольку работы по управлению проектом к работам, перечисленным в подпунктах 1 - 4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ, не относятся, то местом реализации указанных работ, выполняемых российской организацией для иностранной организации, является территория Российской Федерации и такие работы, в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18%. При этом российская организация имеет право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для выполнения этих работ, в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ.
Важно!
Положениями подпункта 1 пункта 1 комментируемой статьи не установлено, как определять место реализации работ и услуг, если они производятся на земельном участке, переданном Российской Федерации во временное пользование. Обратимся к разъяснениям официальных органов по данному вопросу.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 30.10.2014 N 03-07-08/54944 указывается, что, как следует из письма, земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости, в отношении которых выполняются строительные работы, передан Российской Федерации во временное пользование. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что передача земельного участка, расположенного на территории иностранного государства, во временное пользование Российской Федерации не изменяет территориальной принадлежности такого участка, местом реализации строительных работ, выполняемых российскими организациями, на объектах недвижимости, находящихся на территории иностранного государства, в том числе указанного земельного участка, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие работы налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Аналогичная позиция также получила выражение в письме Минфина России от 20.10.2014 N 03-07-15/52814.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 03.10.2014 N 03-07-08/49635 рассмотрен вопрос об определении в целях НДС места реализации строительных работ и проектных услуг, осуществляемых российской организацией в Абхазии, Южной Осетии, Кыргызстане и Таджикистане. Департамент Минфина России указал, что местом реализации строительных работ, выполняемых российскими организациями на территории иностранного государства, в том числе на территориях Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, территория Российской Федерации не признается независимо от того, кому (российским или иностранным лицам) принадлежит право собственности на объекты недвижимого имущества. Соответственно, такие работы налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Внимание!
Если недвижимое имущество, указанное в подпункте 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ, находится за пределами территории РФ, то связанные с ним работы (услуги) не признаются реализованными на территории РФ.
Внимание!
Что касается движимого имущества, а также воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, то работы (услуги), связанные непосредственно с указанным имуществом и судами, находящимися за пределами территории РФ, не признаются реализованными на территории РФ.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 08.07.2014 N 03-07-08/32864 указывается, что местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, выполняемых (оказываемых) российской организации иностранной организацией, имеющей в Российской Федерации филиал, признается территория Российской Федерации. При этом если филиал иностранной организации в выполнении работ (оказании услуг) участие не принимает, то налогообложение налогом на добавленную стоимость таких операций производится в порядке, предусмотренном статьей 161 НК РФ.
Если работы (услуги) по техническому обслуживанию расположенного на территории Российской Федерации движимого имущества фактически осуществляются для российской организации иностранной организацией, имеющей в Российской Федерации филиал, непосредственно не участвующий в выполнении (оказании) таких работ (услуг), то российская организация является налоговым агентом по указанным операциям и должна уплачивать налог в бюджетную систему Российской Федерации независимо от наличия на территории Российской Федерации филиала указанной иностранной организации.
Таким образом, иностранная организация, имеющая в Российской Федерации филиал, не участвующий в выполнении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию расположенного на территории Российской Федерации движимого имущества, может реализовать право на налоговые вычеты по приобретенным в Российской Федерации услугам, использованным для осуществления указанных работ (услуг), только после постановки на налоговый учет в Российской Федерации соответствующего подразделения иностранной организации, связанного с оказанием таких работ (услуг).
В подпункте 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ указаны услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, однако расшифровка данных услуг не приведена.
Обращаем внимание, что услуги в сфере образования регулируются специальным законом - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 273-ФЗ образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Отношения в сфере туризма регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ).
В статье 1 Закона N 132-ФЗ установлено, что туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Культурная деятельность регулируется Основами законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденными ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1. Данный нормативно-правовой акт понимает под культурной деятельностью деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Деятельность в сфере спорта также регулируется специальным законом - Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Актуальная проблема!
У налогоплательщиков возникают споры с налоговыми органами относительно того, подпадают ли конкретные услуги под упомянутые в подпункте 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Например, данные вопросы характерны для сферы образования.
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 21.07.2005 N 19-11/51893 пришло к выводу, что услуги по повышению квалификации персонала российского предприятия, предоставляемые инофирмой, не относятся к услугам, перечисленным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Исходя из писем Минфина России от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 18.09.2012 N 03-07-08/269 в отношении услуг по организации выставок в сфере культуры и искусства в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ место их реализации определяется по месту фактического проведения выставок.
На основании подпункта 3 пункта 1 указанной статьи определяется и место реализации услуг в сфере туризма, то есть по месту их фактического оказания. Поэтому местом реализации услуг в сфере туризма, оказываемых в Российской Федерации, признается территория Российской Федерации. В случае оказания таких услуг за пределами Российской Федерации местом их реализации территория Российской Федерации не признается (письмо Минфина России от 03.04.2013 N 03-07-08/10896).
Представляется, что для того, чтобы квалифицировать услуги в качестве указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в договоре необходимо конкретно и детально приводить описание сущности услуг, обращая внимание на их характер (например, образовательный).
Официальная позиция.
Так, в письме ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9950 "О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры" дается следующее разъяснение: что касается оказываемых на территории Российской Федерации услуг по осуществлению мероприятий по подготовке и проведению концертных программ, то местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации и они облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Аналогичная позиция также получила выражение в письме Минкультуры России от 07.04.2014 N 04-05-222 "О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению на территории Российской Федерации учреждениями культуры помещений для проведения концертов, а также услуг по осуществлению мероприятий по подготовке и проведению концертных программ в Российской Федерации и за ее пределами организациями, которые сами проведение концертных программ не осуществляют".
Обращаем внимание, что абзац 2 подпункта 4 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Внимание!
Наибольшее количество вопросов вызывает на практике применение подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
В данной норме перечислены консультационные, юридические, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по предоставлению персонала и другие услуги, для которых место их реализации определяется по месту осуществления деятельности покупателя. Из этого можно сделать вывод, что при определении места реализации данных услуг нужно применять только один критерий: признается ли территория РФ местом осуществления деятельности покупателя. Соответственно, иные критерии: является покупатель российским или иностранным юридическим лицом, оказываются ли услуги на территории другого государства - учитывать не нужно.
В силу абзаца 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ территория РФ признается местом осуществления деятельности покупателя на основании:
- фактического присутствия покупателя на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя;
- при отсутствии такой регистрации - места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 23.01.2015 N 03-07-08/1947 рассмотрен вопрос о признании организации, применяющей УСН, налоговым агентом по НДС при приобретении услуг по предоставлению персонала у иностранной организации, если персонал работает в РФ; об учете расходов на услуги по предоставлению персонала при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.
Департамент Минфина России указал, что в случае, если персонал, предоставляемый иностранной организацией российской организации, работает на территории РФ, то есть в месте деятельности покупателя, местом реализации услуг по его предоставлению признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. Российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, приобретающая у иностранной организации вышеуказанные услуги, в целях применения налога на добавленную стоимость признается налоговым агентом и обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму этого налога.
Как отмечено в пункте 2 статьи 306 НК РФ, под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 данной статьи.
Актуальная проблема.
В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу об определении места реализации услуг по предоставлению имущества в лизинг.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг по аренде движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств) считается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно статье 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизингодатель приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом по договору лизинга лизингополучатель обязуется по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.
В соответствии со статьей 625 ГК РФ положения, регулирующие договор аренды, подлежат применению к договору лизинга.
Официальная позиция.
Как следует из писем Минфина России от 04.10.2005 N 03-04-08/278, от 24.04.2004 N 04-03-08/25, в целях применения НДС местом реализации услуг по предоставлению воздушного судна по договору лизинга, оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не признается.
Финансовое ведомство при этом исходит из того, что на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду воздушных судов, по которым уплачиваются лизинговые платежи, признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывает данные услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. В случае если такие услуги оказываются иностранной организацией, деятельность которой не осуществляется на территории Российской Федерации, местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается. Таким образом, по лизинговым платежам, перечисляемым иностранному лицу за ввезенные на территорию Российской Федерации воздушные суда в рамках лизингового контракта, НДС на территории Российской Федерации лизингополучателем не уплачивается.
В то же время согласно письмам Управления ФНС России по г. Москве от 01.11.2005 N 19-11/80023, от 26.10.2004 N 24-11/68740 услуги по предоставлению оборудования в лизинг лизингодателем - иностранной компанией лизингополучателю - российской организации облагаются НДС. В обоснование своей позиции налоговые органы ссылаются на положения подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Федеральным законом от 19.05.2010 N 94-ФЗ был ратифицирован Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются услуги по аренде, лизинге и предоставлению в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств.
Кроме того, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если услуги по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства.
Следовательно, в первом случае место реализации услуг будет определяться по месту нахождения покупателя таких услуг, во втором - по месту нахождения исполнителя услуг.
В письме от 03.11.2010 N 03-07-08/306 Минфин России конкретизировал данные правила по отношению к услугам по предоставлению вагонов, оказываемым государством - членом Таможенного союза российской организации, и сообщил, что местом реализации услуг по аренде, лизингу и предоставлению на иных основаниях транспортных средств, к которым относятся в том числе единицы железнодорожного подвижного состава, признается территория государства - члена Таможенного союза, если такие услуги оказываются налогоплательщиком этого государства и указанные услуги являются объектом налогообложения в государстве - члене Таможенного союза. При этом у российской организации, приобретающей данные услуги, объекта налогообложения в РФ не возникает.
Судебная практика.
В арбитражной практике отсутствует единый подход по данному вопросу.
Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2007 N А42-2308/2006 арбитражный суд пришел к выводу, что услуги по сдаче морского судна в аренду (лизинг), оказанные российской организации (лизингополучателю), не подлежат обложению НДС, поскольку иностранная организация (лизингодатель) фактически на территории Российской Федерации не присутствует.
В то же время в Постановлениях ФАС Московского округа от 25.05.2005, 18.05.2005 N КА-А40/4136-05, от 06.04.2004 N КА-А40/1480-04 содержится вывод о том, что при определении места реализации услуг по предоставлению имущества в лизинг следует руководствоваться подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, т.е. местом реализации данных услуг является место осуществления деятельности их покупателя.
Арбитражный суд согласился с доводом о том, что договор лизинга является одним из видов договора аренды, о чем свидетельствует статья 665 ГК РФ, из которой следует, что на договор лизинга распространяются нормы гражданского законодательства, регулирующие общие вопросы для всех арендных отношений, а следовательно, в данном случае применима аналогия с договором аренды. Лизинг - это вид аренды, на который распространяются нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы всех видов арендных отношений.
Официальная позиция.
Также в письме Минфина России от 23.12.2014 N 03-07-08/66621 рассмотрен вопрос о налогообложении НДС инжиниринговых услуг, оказываемых иностранному лицу. Финансовое ведомство указало, что в случае, если покупателем указанных услуг является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные российской организации, в том числе российской субподрядной организацией, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости оказываемых услуг на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 170 НК РФ.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 18.12.2014 N 03-07-08/65464 содержится ответ на запрос о налогообложении налогом на прибыль и НДС услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных на территории РФ и территории иностранного государства, по договорам подряда по проектированию недвижимого имущества как с иностранной, так и с российской организациями.
В данном письме указывается, что, принимая во внимание, что местом реализации проектных услуг, оказываемых российской организацией иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается, местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией иностранным организациям (в том числе иностранной организации, имеющей представительство в Российской Федерации, не участвующее в оказании этих услуг), территория Российской Федерации также не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
В случае оказания российской организацией проектных услуг российским организациям и индивидуальным предпринимателям местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией российским организациям и индивидуальным предпринимателям, признается территория Российской Федерации и обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возлагается на российскую организацию, оказывающую данные услуги.
Внимание!
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом оказания услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых (выполняемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, будет являться территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Соответственно, например, местом реализации финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации, оказываемых российской организацией в рамках договора транспортной экспедиции другой российской организации, территория Российской Федерации не признается и такие услуги не являются объектом налогообложения в Российской Федерации (см. письмо Минфина России от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
Не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и услуги, оказываемые российской организацией по воздушной перевозке товаров на основании одной авиационной накладной с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства с посадкой на территории Российской Федерации без помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, независимо от того, что на территории Российской Федерации товары перегружаются с одного рейса на другой (см. письмо Минфина России от 01.10.2013 N 03-07-08/40636).
Официальная позиция.
Например, в письме ФНС России от 10.06.2014 N ГД-4-3/11237 "О применении НДС в отношении услуг по воздушной перевозке товаров" разъясняется, что услуги, оказываемые российской организацией по воздушной перевозке товаров на основании одной авиационной накладной с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства с посадкой на территории Российской Федерации без помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, не являются объектом налогообложения НДС в Российской Федерации. Учитывая изложенное, нулевая ставка НДС при оказании вышеуказанных услуг не применяется.
Важно!
Необходимо обратить внимание, что критерии отнесения услуг к услугам, связанным с перевозкой и (или) транспортировкой, нормами главы 21 НК РФ не установлены.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 15.08.2014 N 03-07-08/40910 рассмотрен вопрос об определении в целях НДС места реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой, оказываемых российской организацией.
По данному вопросу Департаментом Минфина России дано следующее разъяснение. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 НК РФ. Местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. В случае же оказания таких услуг между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами территории Российской Федерации, местом их реализации территория Российской Федерации не признается.
Что касается критериев отнесения услуг к услугам, связанным с перевозкой и (или) транспортировкой, то нормами главы 21 Кодекса такие критерии не установлены.
В письме Минфина России от 06.02.2014 N 03-07-14/4654, в свою очередь, рассмотрен вопрос о налогообложении НДС услуг, оказываемых иностранными лицами российским лицам через сеть Интернет. Минфин России указал, что в связи с тем, что услуги по предоставлению доступа к страницам сайта в сети Интернет, принадлежащим иностранным лицам, а также услуги электросвязи к работам (услугам), перечисленным в указанных подпунктах 1 - 4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ, не относятся, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранными лицам, в том числе компаниями YouTube, Apple, Skype, российским лицам, территория Российской Федерации не признается и данные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Следует отметить, что местом реализации услуг (работ), названных в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ, будет выступать территория РФ не только в том случае, если они оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ, но и иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).
Минфин России в письме от 26.06.2006 N 03-04-08/129 сообщал, что согласно подпункту 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке товаров, оказываемых иностранными организациями, территория РФ не признается.
Поэтому местом реализации услуг по перевозке товаров морским транспортом, оказываемых иностранной организацией, в том числе между пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой за пределами территории РФ, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.
Аналогичную позицию разделяли и арбитражные суды. Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.05.2010 N 09АП-5356/2010-АК (далее - Постановление N 09АП-5356/2010-АК) отметил, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ с 01.01.2006 местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Учитывая, что в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ предусмотрены услуги, оказываемые российскими организациями, к которым на основании статьи 11 НК РФ иностранная организация не относится, то соответственно при анализе положений подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ во взаимосвязи с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ следует, что местом реализации услуг по перевозке, оказываемых иностранными организациями, территория РФ не признается.
Постановлением ФАС Московского округа от 17.08.2010 N КА-А40/9043-10 Постановление N 09АП-5356/2010-АК оставлено без изменения.
Соответственно, с принятием Закона N 245-ФЗ (с 01.10.2011) реализация названных услуг (работ) иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ, признается объектом обложения налога на добавленную стоимость.
Внимание!
Согласно подпункту 4.2 пункта 1 статьи 148 НК РФ в целях налога на добавленную стоимость местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если услуги, непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (за исключением услуг, указанных в пункте 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ) при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации, оказываются организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 статьи 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) указанные работы (услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
То есть местом реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства через территорию Российской Федерации признается территория Российской Федерации и операции по реализации этих услуг подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставкам налога, установленным статьей 164 НК РФ (письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-07-15/125, от 03.05.2012 N 03-07-08/127).
В соответствии с частью 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
На основании части 2 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит применяется при перевозке: иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров Таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.
В силу подпункта 4.3 пункта 1 комментируемой статьи в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории Российской Федерации оказываются российскими организациями. Данная норма введена Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Обращаем внимание, что пункт 1 комментируемой статьи был дополнен подпунктом 4.4, который был введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с данной нормой в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке товаров воздушными судами оказываются российскими авиаперевозчиками - организациями или индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Российской Федерации в случае, если при перевозке на территории Российской Федерации совершается посадка эксплуатируемого указанными перевозчиками воздушного судна и место прибытия товаров на территорию Российской Федерации совпадает с местом убытия товаров с территории Российской Федерации.
Внимание!
Подпункт 5 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с данной нормой права в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ).
Пример 1.
Иностранная организация оказывает российской организации услуги по привлечению клиентов на обслуживание в области страхования.
Местом реализации услуг по привлечению клиентов на обслуживание в области страхования, оказываемых иностранными организациями, территория Российской Федерации не является и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
(На основе письма Минфина России от 26.08.2013 N 03-07-08/34985)
Пример 3.
Иностранная организация оказывает услуги, связанные с размещением ценных бумаг (брокерских услуг), российской организации.
В связи с тем что услуги по размещению ценных бумаг, в том числе брокерские услуги, к работам (услугам), перечисленным в указанных подпунктах 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, не относятся, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранными лицами российской организации, территория Российской Федерации не признается и данные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
(На основе письма Минфина России от 22.04.2013 N 03-07-08/13766)
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-08/69579 указывается, что, поскольку агентские услуги к услугам, перечисленным в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, не относятся, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией российскому принципалу, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. В связи с этим при приобретении у иностранной организации указанных услуг, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, российской организации исчислять и удерживать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.
Внимание!
Пунктом 1.1 статьи 148 НК РФ в целях применения налога на добавленную стоимость установлены случаи, когда местом выполнения работ (оказания услуг) не признается территория Российской Федерации.
Так, на основании подпункта 1 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ местом выполнения работ (оказания услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), Российская Федерация не признается в случае, когда недвижимое имущество находится за пределами ее территории. Аналогично пункту 1 статьи 148 НК РФ к таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
Пример 1.
Российская организация по договору генерального подряда выполняет строительно-монтажные работы на территории иностранного государства.
Исходя из подпункта 1 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации строительно-монтажных работ, выполняемых российской организацией на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие работы не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
(На основе письма Минфина России от 26.08.2013 N 03-07-08/34905)
Пример 2.
Российская организация выполняет сейсморазведочные работы на участке недр, находящемся на территории иностранного государства.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, участки недр и обособленные водные объекты относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу).
На основании положений Инструкции по сейсморазведке геологии СССР 1986 г. сейсмическая разведка представляет собой совокупность методов исследования геологического строения (структуры, вещественного состава и динамического состояния) земной коры.
Таким образом, сейсморазведочные работы на участке недр относятся к работам, непосредственно связанным с недвижимым имуществом.
Учитывая изложенное, местом реализации сейсморазведочных работ, выполняемых российской организацией за пределами территории Российской Федерации на участке недр, находящемся на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается и такие работы объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
(На основе письма Минфина России от 15.02.2013 N 03-07-08/4146)
Пример 3.
Местом реализации работ по ремонту, изготовлению, монтажу и вводу в эксплуатацию системы радиосвязи, выполняемых российской организацией в зданиях посольств Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие работы налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
(На основе письма Минфина России от 09.09.2014 N 03-07-РЗ/45152)
Согласно положениям подпункта 2 пункта 1.1 комментируемой статьи если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 148 НК РФ, в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 08.07.2014 N 03-07-08/32864 указывается, что местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, выполняемых (оказываемых) российской организации иностранной организацией, имеющей в Российской Федерации филиал, признается территория Российской Федерации. При этом если филиал иностранной организации в выполнении работ (оказании услуг) участие не принимает, то налогообложение налогом на добавленную стоимость таких операций производится в порядке, предусмотренном статьей 161 НК РФ.
Если работы (услуги) по техническому обслуживанию расположенного на территории Российской Федерации движимого имущества фактически осуществляются для российской организации иностранной организацией, имеющей в Российской Федерации филиал, непосредственно не участвующий в выполнении (оказании) таких работ (услуг), то российская организация является налоговым агентом по указанным операциям и должна уплачивать налог в бюджетную систему Российской Федерации независимо от наличия на территории Российской Федерации филиала указанной иностранной организации.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ устанавливает, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 комментируемой статьи, в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Важно!
Из анализа позиции официальных органов можно сделать вывод, что услуги, оказываемые российским туроператором, осуществляющим туроператорскую деятельность по выездному туризму, на территории Российской Федерации и включенные в стоимость туристической путевки, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ по ставке в размере 18%. При этом следует учитывать, что согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги по реализации на территории Российской Федерации экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, оказываемые экскурсионными бюро, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Внимание!
Положения подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ определяют, что местом выполнения работ и оказания услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, не признается Российская Федерация в случае, когда покупатель таких работ (услуг) не осуществляет деятельности на территории России.
Пример.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 НК РФ. При этом на основании положений данной статьи передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
Местом реализации услуг по передаче российской организацией в соответствии с лицензионным договором авторских прав на аудио- и видеозаписи иностранной компании территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
(На основании письма ФНС России от 13.08.2014 N ГД-4-3/15949@ "О налоге на добавленную стоимость").
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 17.12.2014 N 03-07-08/65239 рассмотрен вопрос о налогообложении НДС передачи прав на использование программного обеспечения для ЭВМ и баз данных, приобретаемых российской организацией у иностранной организации по лицензионному договору, а также услуг международной электросвязи, оказываемых иностранной организацией в рамках соглашения с российской организацией. По данному вопросу Департамент финансового ведомства дал нижеследующее разъяснение.
Местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство).
Местом реализации услуг по передаче прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемых иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, признается территория Российской Федерации.
Абзац 1 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 01.10.2014 N 03-07-08/49053 рассмотрен вопрос об определении в целях НДС места реализации услуг по передаче в лизинг воздушного судна, оказываемых российской организацией иностранному лицу. Официальный орган указал, что местом реализации услуг по сдаче в финансовую аренду (лизинг) воздушного судна, оказываемых российской организацией иностранному лицу, признается территория Российской Федерации независимо от места эксплуатации воздушного судна. В связи с этим такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации в общеустановленном порядке.
Пункт 2.1 статьи 148 НК РФ регулирует порядок определения в целях налогообложения НДС место реализации работ и услуг, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
При этом необходимо обратить внимание, что подпункты 1 и 2 данного пункта статьи 148 НК РФ действуют в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации".
Внимание!
Финансовое ведомство поясняет, что положения пункта 3 статьи 148 НК РФ, предусматривающие определение для целей налога на добавленную стоимость места реализации вспомогательных работ (услуг) по месту реализации основных работ (услуг), применяются в случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов работ (услуг), которые в соответствии с договорными обязательствами могут квалифицироваться в качестве основных и вспомогательных работ (услуг). Указанные положения не применяются в отношении деятельности разных налогоплательщиков (письмо Минфина России от 08.11.2011 N 03-07-08/308).
Минфин России дает ряд разъяснений по поводу отнесения тех или иных услуг к вспомогательным.
Исходя из писем Минфина России от 03.08.2012 N 03-07-08/233 и от 11.10.2011 N 03-07-08/284, услуги по технической поддержке программ для электронных вычислительных машин, оказываемые иностранным правообладателем российской организации, являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по предоставлению прав на использование этих программ.
Дополнительно в письме Минфина России от 18.12.2014 N 03-07-08/65464 поясняется, что местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией иностранным организациям (в том числе иностранной организации, имеющей представительство в Российской Федерации, не участвующее в оказании этих услуг), территория Российской Федерации также не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Санаторно-курортные услуги выступают вспомогательными по отношению к услугам в сфере отдыха (письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-05-04-01/27).
Услуги по обучению и техническому содействию являются вспомогательными по отношению к работам по изготовлению продукции военного назначения (письма Минфина России от 25.05.2012 N 03-07-15/52, ФНС России от 18.06.2012 N ЕД-4-3/9912@).
Работы и услуги по строительству, охране и уборке выставочных стендов, размещению информации об участнике выставки и тому подобные по отношению к услугам по предоставлению помещений в аренду для проведения выставок и выставочных мероприятий также являются вспомогательными (письмо Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-08/205).
При этом исходя из письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-07-08/66 положения пункта 3 статьи 148 НК РФ не применяются к услугам по выдаче поручительства и услугам по кредитному договору, поскольку они оказываются в рамках двух самостоятельных договоров, заключенных с разными юридическими лицами.
В любом случае критериями применения пункта 3 статьи 148 НК РФ к тем или иным работам (услугам) будут выступать выполнение (оказание) работ (услуг) одним налогоплательщиком в рамках договора, заключенного с заказчиком работ (услуг), и невозможность выполнения основных работ (оказания основных услуг) без осуществления вспомогательных работ (услуг) (письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-03-06/4/88).
Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает перечень документов, которыми подтверждается место реализации работ и оказания услуг в целях налогообложения НДС. Такими документами являются:
во-первых, контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
во-вторых, документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Важно!
Необходимо обратить внимание, что законодательством Российской Федерации, в частности пунктом 4 комментируемой статьи 48 Налогового кодекса РФ, представление в налоговый орган такого документа, как заявление об уплате НДС иностранным хозяйствующим субъектом, в том числе хозяйствующим субъектом государства - члена Таможенного союза, выполняющим работы (оказывающим услуги), местом реализации которых признается территория иностранного государства, не предусмотрено.