Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 146 КВВТ РФ

Статья 146 КВВТ РФ. Частичная выгрузка груза с одного судна и погрузка его на другое судно (действующая редакция)

В случае, если судно вынуждено осуществлять частичную выгрузку груза с дальнейшим его хранением на берегу или другом судне, к общей аварии относятся:

расходы на частичную выгрузку груза с судна, его хранение и обратную погрузку груза на судно;

расходы на аренду судна, на которое осуществляется частичная погрузка груза;

убытки и расходы на ремонт повреждений, которые понесло судно, на которое осуществлялась погрузка груза, а также потери, связанные с выводом такого судна из эксплуатации;

расходы, вызванные повреждениями, возникшими на потерпевшем аварию судне во время частичной выгрузки с него груза и погрузки его на другое судно;

убытки и расходы, связанные с утратой и повреждением груза при его частичной выгрузке, хранении и погрузке;

премии, выплаченные страховщикам за дополнительное страхование.

Комментарий к ст. 146 КВВТ РФ

В соответствии с комментируемой статьей расходы на частичную выгрузку груза с одного судна и погрузку его на другое судно, а также расходы, связанные с дальнейшим хранением груза на берегу, относятся к общей аварии в случае, если они понесены в целях сохранения от общей опасности судна, груза и провозной платы.

К таковым расходам отнесены законодателем:

- расходы на частичную выгрузку груза с судна, его хранение и обратную погрузку груза на судно;

- расходы на аренду судна, на которое осуществляется частичная погрузка груза;

- убытки и расходы на ремонт повреждений, которые понесло судно, на которое осуществлялась погрузка груза, а также потери, связанные с выводом такого судна из эксплуатации;

- расходы, вызванные повреждениями, возникшими на потерпевшем аварию судне во время частичной выгрузки с него груза и погрузки его на другое судно;

- убытки и расходы, связанные с утратой и повреждением груза при его частичной выгрузке, хранении и погрузке;

- премии, выплаченные страховщикам за дополнительное страхование.

Следует учитывать, что в случае, если общей опасности не было, указанные расходы должны относиться на частную аварию.

Нужно обратить внимание, что КТМ несколько иначе определяет правила о расходах, связанных с заходом судна в место убежища. Согласно п. 1 ст. 287 КТМ общей аварией признаются расходы на перемещение груза, топлива или предметов снабжения на борту судна либо их выгрузку в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища судна, произведенные ради общей безопасности в целях получения возможности устранить повреждения судна, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если устранение их необходимо для безопасного продолжения рейса.

В отличие от комментируемого Кодекса, КТМ определяет, в каких случаях расходы на перемещение на борту судна груза, топлива или предметов снабжения либо их выгрузку не признаются общей аварией. Это два случая:

- расходы произведены исключительно в целях переукладки груза, топлива или предметов снабжения, вызванной их смещением во время рейса, и такая переукладка проведена не ради общей безопасности;

- выявленная в месте погрузки груза необходимость ремонта судна вызвана его повреждениями, не связанными с каким-либо несчастным случаем или другими имевшими место во время данного рейса чрезвычайными обстоятельствами.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019