Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 145 КВВТ РФ

Статья 145 КВВТ РФ. Возмещение расходов на спасание (действующая редакция)

1. Расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, если спасание осуществлялось в целях, указанных в пункте 1 статьи 140 настоящего Кодекса, признаются общей аварией независимо от того, осуществлялось спасание на основании договора или иным образом.

2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включают в себя вознаграждение за спасение, при определении которого принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде, которые указаны в подпункте 2 пункта 1 статьи 128 настоящего Кодекса. Однако специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю в размере, предусмотренном пунктом 4 статьи 129 настоящего Кодекса, не признается общей аварией.

Комментарий к ст. 145 КВВТ РФ

1. Согласно комментируемой статье определяется порядок возмещения расходов на спасание.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет правило о том, что признаются общей аварией расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, если спасание осуществлялось в целях сохранения от общей опасности судна, груза и провозной платы.

Законодатель не устанавливает в качестве обязательного основания для возмещения расходов на спасание обязанность заинтересованных в спасании лиц заключить договор о спасании. Возможность заключения договора о спасании предусмотрена ст. 124 КВВТ (см. комментарий к ст. 124). Комментируемая статья предусматривает, что спасание может быть осуществлено и без заключения договора о спасании. В данном случае расходы на спасание также признаются общей аварией.

Заинтересованное лицо может обратиться с претензией (требованием) о возмещении расходов на спасание, осуществляемое в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем предприятии, в порядке распределения общей аварии. В случае отказа в удовлетворении данного требования расходы можно взыскать в судебном порядке.

К исковому заявлению прилагаются:

- копия договора перевозки груза;

- документы, подтверждающие необходимость в спасании имущества;

- документы, подтверждающие возмещение заявителем расходов на спасание имущества;

- иные документы, подтверждающие доводы заявителя.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи расходы на спасание включают в себя вознаграждение за спасение.

При определении размера вознаграждения принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде согласно подп. 2 п. 1 ст. 128 КВВТ.

Следует учитывать, что специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю в размере, предусмотренном п. 4 ст. 129 КВВТ, не признается общей аварией. Расходы на такую компенсацию могут существовать в общем предприятии, но должны относиться к частной аварии.

3. Распределению расходов на спасание при общей аварии посвящено литерное Правило VI Йорк-Антверпенских правил. Оно регулирует данные вопросы гораздо более детально, чем комментируемая статья.

В частности, определяется, как следует распределять расходы, понесенные сторонами общего морского предприятия в области спасания на море, когда стороны общего морского предприятия имеют раздельные договорные или правовые обязательства перед спасателями. В таких случаях спасание должно признаваться в качестве общей аварии только при наличии какого-либо из следующих условий:

- имеется последующая авария или другие обстоятельства, приводящие к потерям или повреждению имущества во время плавания, что приводит к существенным различиям между стоимостью спасательных работ и контрибуционными взносами;

- имеются значительные пожертвования в общей аварии;

- стоимость спасательных работ является явно неправильной, и в значительной степени неправильно распределены расходы по спасанию;

- любая из сторон спасания выплатила значительную часть расходов вознаграждения за спасание, подлежащую уплате другой стороной;

- значительная доля сторон удовлетворила требование о выплате спасательного вознаграждения на существенно отличающихся условиях, не принимая во внимание проценты, корректировку валюты или судебные расходы на каждого спасателя или проценты по контрибуционным взносам.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019