Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 134 КВВТ РФ
Статья 134 КВВТ РФ. Последствия неправильного поведения спасателя (действующая редакция)
Спасатель может быть полностью или частично лишен вознаграждения либо специальной компенсации, причитающихся согласно правилам, установленным настоящей главой, в той мере, в какой спасательные операции оказались необходимыми или более трудными по его вине либо в какой спасатель виновен в обмане или в ином нечестном поведении.
Комментарий к ст. 134 КВВТ РФ
Комментируемая статья определяет законодательные последствия неправильного поведения спасателя при проведении спасательной операции на внутренних водных путях.
Такими последствиями выступает возможность лишения спасателя полностью или частично вознаграждения либо специальной компенсации, причитающихся согласно правилам ст. 128 и 129 КВВТ (см. комментарий к ст. 128 и 129).
Аналогичные положения содержатся в ст. 18 Международной конвенции о спасании 1989 г. и ст. 348 КТМ. Это означает, что положения комментируемой нормы имплементированы из международного права и приведенное нормативное правило определения последствий неправильного поведения спасателя является единым для КВВТ и КТМ.
Спасатель полностью или частично лишается вознаграждения либо специальной компенсации, если:
- спасательные операции оказались необходимыми или более трудными по вине спасателя. Вина спасателя понимается как его психическое отношение к содеянному и может заключаться в двух формах: умышленной и неосторожной. Адекватное толкование приведенной нормы позволяет признать, что форма вины спасателя в данном случае не имеет значения и может быть как умышленной, так и неосторожной. Практически такие ситуации возникают, когда опасность для спасаемого судна возникла в результате его столкновения с судном спасателя либо по вине буксирующего судна при исполнении договора буксировки;
- спасатель виновен в обмане или в ином нечестном поведении. Данное основание лишения спасателя полностью или частично вознаграждения либо специальной компенсации "обычно связывается с неправильным поведением отдельных членов экипажа спасавшего судна и ограничивается уменьшением его доли вознаграждения, но не ведет к полному лишению спасателя вознаграждения за спасение судна" <201>.
--------------------------------
<201> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / И.И. Баринова, Л.М. Егоров, Г.Г. Иванов и др. / Под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000.