Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 15.9 КоАП РФ
Статья 15.9 КоАП РФ. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса или налогового агента (действующая редакция)
Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Судебная практика по статье 15.9 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ09-562, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
административное задержание» (далее Приказ) предписано составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.15, частью 1 статьи 7.12, статьями 11Д4, 11.15, 14.10, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьей 15.8, статьей 15.9, статьей 15.25, статьями 16.1 - 16.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6, статьей 19.7, 19.19, статьей 19.26, частью 2 статьи 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении к Приказу, при выполнении возложенных на них функций...
Комментарий к ст. 15.9 КоАП РФ
Комментируемая ст. 15.9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса или налогового агента. За названное деяние устанавливается ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются правоотношения, которые обеспечивают формирование доходной части бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Объективная сторона вышеназванного правонарушения характеризуется неисполнением банком или иной кредитной организацией решения налогового, таможенного органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, страхового взноса) или налогового агента.
Субъектами правонарушения являются должностные лица кредитной организации, в чьи функции входит исполнение решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц.
Комментируемая статья корреспондирует со ст. 134 Налогового кодекса РФ, устанавливающей ответственность банков, как юридических лиц, за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества.
Субъективная сторона состава ст. 15.9 КоАП РФ подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и по неосторожности.
В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ в случае непредставления налогоплательщиком (организацией или индивидуальным предпринимателем) налоговой декларации, а также в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога, налоговые органы вправе приостанавливать операции по его счетам в банке. Последнее означает прекращение банком всех расходных операций по счетам налогоплательщика.
Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Следовательно, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счетам налогоплательщика - организации в банке последний не вправе выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
В письме МНС РФ от 16 сентября 2002 г. N 24-1-13/1083-АД665 дано разъяснение о неправомерности закрытия счета налогоплательщика, если по этому счете вынесено решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Так, в соответствии со ст. 859 Гражданского кодекса РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Основанием закрытия банковского счета клиента служит расторжение договора банковского счета. При этом остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет. Таким образом, расторжение договора банковского счета в случае наличия остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету: выдача клиенту или перечисление на другой счет остатка денежных средств. Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика-организации в банке при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и соответственно не вправе закрыть указанный счет клиента. При отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.
По мнению Минфина РФ (письмо Минфина РФ от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459), расчетные документы, принятые банком к исполнению до момента приостановления операций по счетам налогоплательщика и не исполненные им, могут быть исполнены в отношении тех платежей, на которые не распространяется режим приостановления операций в порядке, установленном ст. 76 Налогового кодекса РФ. Также расходные операции по валютному счету налогоплательщика приостанавливаются в соответствии с решением налогового органа на сумму, эквивалентную в рублях по официальному курсу, установленному Банком России на момент начала действия приостановления операций по этому счету.
Следует отметить, что Минфин РФ в письмах от 12 декабря 2005 года N 03-02-07/1-336 и от 29.07.2008 N 03-02-07/1-319 обратил внимание, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность возврата банком налоговому органу решения о приостановлении операций по счетам клиента банка. Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" такая возможность также не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии с письмом Центрального банка РФ от 22 октября 2002 г. N 31-1-5/2181 "О правомерности закрытия счета клиенту при наличии решения о приостановлении операций по этому счету" согласно ст. 76 Налогового кодекса РФ банк не может исключить из бухгалтерского учета счет клиента при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по данному счету.
В случае расторжения банковского договора в порядке, установленном ст. 859 Гражданского кодекса РФ, банк не имеет права на открытие новых счетов налогоплательщику, в отношении которого вынесено решение о приостановлении операций по счету. Открытие подобного счета и совершение операций перечисления денежных средств, не связанных с исполнением налоговых обязанностей, либо иных платежей, которые имеют преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, является грубым нарушением требования ст. 76 Налогового кодекса РФ и влечет за собой применение к банку санкций.
В практической деятельности возникает вопрос: имеют ли право налоговые органы приостановить операции по счетам налогоплательщика, на которые не направлялись инкассовые поручения. Официальной позиции Министерства финансов РФ по этому вопросу нет. Но согласно судебной практике приостановление операций по счетам налогоплательщика, на которые налоговым органом не направлялись поручения на перечисление сумм налога в бюджет, правомерно (решение ВАС РФ от 15.06.2011 N ВАС-3674/11; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2009 по делу N А56-27827/2008; Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 по делу N А12-8302/2010 - Определением ВАС РФ от 05.04.2011 N ВАС-3491/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).