Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 15.10 КоАП РФ

Статья 15.10 КоАП РФ. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (действующая редакция)

1. Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к ст. 15.10 КоАП РФ

Комментируемая ст. 15.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечение прав граждан на социальное и пенсионное страхование путем соблюдения срока исполнения поручения о перечислении (зачислении во вклады) страховых взносов.

Объективную сторону правонарушения составляет неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан пенсий и (или) других социальных выплат, а также нарушение срока исполнения поручений плательщика страховых взносов о перечислении взносов, а также пеней и штрафов в соответствующий фонд.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо (руководитель) банка или иной кредитной организации (если локальными документами этих организаций не определены конкретные должностные лица, ответственные за осуществление соответствующих операций), а также банк или иная кредитная организация как юридическое лицо.

Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения выражается в форме умысла или неосторожности.

Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи в отношении юридических лиц рассматривают судьи арбитражных судов (ст. 23.1 КоАП РФ); в отношении должностных лиц дела по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ возбуждает прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Перечень должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 03.09.2014 N 348п.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.07.2011 N 327 "Об утверждении Перечня должностных лиц Фонда социального страхования Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

В соответствии с п. 2 ст. 144 Бюджетного кодекса РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

В соответствии с п. 6 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 банки без истребования комиссионного вознаграждения осуществляют операции по зачислению во вклады граждан сумм государственных пенсий и иных выплат, перечисляемых на их счета органами, осуществляющими выплату пенсий и пособий, а также прием страховых взносов от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров.

Гражданским законодательством (ст. ст. 834 - 855 Гражданского кодекса РФ) регулируются вкладные операции кредитных организаций. Ответственность банков за ненадлежащее совершение операций по вкладу установлена ст. ст. 395, 856 Гражданского кодекса РФ. Особенности перечисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды регламентированы в том числе Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в ст. ст. 26.32, 26.33, 26.34 которого устанавливается ответственность кредитных организаций за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 60 Налогового кодекса РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

В п. 6 ст. 60 Налогового кодекса РФ говорится, что правила, установленные ст. 60 Налогового кодекса РФ, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

Поэтому согласно Налоговому кодексу РФ кредитные организации обязаны в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, исполнить поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму взноса.

Налоговым кодексом РФ установлено, что неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 рассматриваемой статьи составляют должностные лица государственных внебюджетных фондов (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А, 2019. Издательство "РосБух"