Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 13.9 КоАП РФ
Статья 13.9 КоАП РФ. Самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи (действующая редакция)
Строительство или эксплуатация сооружений связи без специального разрешения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судебная практика по статье 13.9 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11825/09, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
материалы и др.). и массовых коммуникаций по Новосибирской области (далее по тексту управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2009 № 11 о привлечении к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного статьей 13.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 10 000 рублей штрафа. Решением от 19.03.2009...
Комментарий к ст. 13.9 КоАП РФ
Комментируемая ст. 13.9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольные строительство или эксплуатацию сооружений связи.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 13.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в области связи, компетенция Российской Федерации в области связи.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении установленного порядка получения специальных разрешений на строительство или эксплуатацию сооружений связи. Указанное деяние предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа от 500 до 1 000 рублей на граждан, от 1 000 до 2 000 рублей на должностных лиц, от 10 000 до 20 000 рублей на юридических лиц.
При привлечении к ответственности в рамках комментируемой статьи принципиально важно отличать сооружения связи от средств связи.
ПРИМЕР.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Республике Тыва об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 12.03.2009 N 033.
В судебном заседании представители общества поддержали заявленное требование, полагая, что общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.9 КоАП РФ "Самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи", незаконно, поскольку земная станция спутниковой связи "Искра-А" (абонентская) не является сооружением связи, а является средством связи в соответствии со статьей 126 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", сертификатом соответствия N ОС-2-СС-0156.
Суд установил, что понятие "сооружение связи", используемое законодателем в Законе о связи, и понятие "сооружение (объект) связи", используемое в Правилах ввода в эксплуатацию сооружений связи, различны по своему содержанию. Так, понятие "сооружение (объект) связи", указанное в Правилах, включает совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи, а под сооружением связи, согласно Закону о связи, понимаются объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи. При этом Закон о связи и Правила содержат идентичные, отдельные и невзаимозависимые определения понятий "средства связи", "линии связи" и "сети связи".
Статья 13.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за строительство или эксплуатацию сооружений связи, но не совокупности средств связи, линий связи и сетей связи (понятие "сооружение связи").
При сравнении содержания текстов п. 27 ст. 2 Закона о связи и ст. 13.9 КоАП РФ видно, что используемые законодателем понятия корреспондируют друг с другом - создание или приспособление сооружения связи соответствует строительству, а размещение - эксплуатации сооружения связи.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что при применении ст. 13.9 КоАП РФ административному органу следует руководствоваться понятием, которое определено п. 27 ст. 2 Закона о связи.
Кроме того, из содержания п. п. 27 и 28 ст. 2 Закона о связи не следует, что средство связи может являться одновременно и сооружением связи, то есть созданным или приспособленным для размещения иного средства связи и кабелей электросвязи, поскольку одно (объект инженерной инфраструктуры) служит для размещения другого (технического и программного средства).
Из содержания сертификата соответствия, а также спецификации ЗССС "Искра-А" (типовая, системы ЗКН) следует, что земная станция спутниковой связи "Искра-А" (абонентская) является средством связи в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона о связи.
На этой основе суд принял решение удовлетворить заявление открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.03.2009 N 033 (решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2009 г. по делу N А33-4558/2009).
Признание лица виновным в совершении рассматриваемого правонарушения не зависит от того, с какими целями эксплуатировались сооружения связи.
ПРИМЕР.
Общество с ограниченной ответственностью "Шупашкартранс-К" г. Чебоксары обратилось в суд с заявлением к Управлению Россвязьнадзора по Чувашской Республике г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 04.05.2007 N 03-01-07/40 по ст. 13.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Им, в частности, было указано, что ООО "Шупашкартранс-К" известило Управление Россвязьнадзора по Чувашской Республике письмом от 03.05.2007 N 121 о том, что обществом не осуществляется коммерческая эксплуатация сооружений связи по адресам: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, дом 13; г. Чебоксары, ул. Кадыкова, дом 19; г. Чебоксары, ул. Цивильская, дом 13; г. Чебоксары, ул. Энгельса, дом 21. В настоящее время проводятся тестовые работы по оценке пропускной способности сети телематических услуг связи и надежности работы сети перед сдачей сооружения связи в эксплуатацию. Никакой коммерческой выгоды от эксплуатации сооружений связи ООО "Шупашкартранс-К" не получило.
Представители Управления Россвязьнадзора по Чувашской Республике заявление общества не признали и просили отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве. В частности, пояснили, что понятия "некоммерческая эксплуатация" и "тестовая эксплуатация" отсутствуют в нормативно-правовых документах по вводу в эксплуатацию сооружений связи. Поэтому полагают, что эксплуатация сооружения со стороны общества имела место. В соответствии с Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, испытания проводятся оператором связи с начала работы приемочной комиссии. Абонентское оборудование не входит в состав сооружения связи, и абоненты не могут производить испытания сооружения связи. Таким образом, абоненты были подключены и сооружение связи эксплуатировалось по назначению - с целью оказания услуг связи подключенным абонентам.
Суд согласился с доводами Управления Россвязьнадзора по Чувашской Республике и принял решение обществу с ограниченной ответственностью "Шупашкартранс-К" г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Россвязьнадзора по Чувашской Республике г. Чебоксары от 04.05.2007 N 03-01-07/40 о привлечении к административной ответственности (решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 6 июня 2007 г. по делу N А79-3598/2007).
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.