Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 13.6 КоАП РФ

Статья 13.6 КоАП РФ. Использование средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования), не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям (действующая редакция)

1. Использование в сетях связи несертифицированных средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.

2. Использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой.

Комментарий к ст. 13.6 КоАП РФ

Комментируемая ст. 13.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования), не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 13.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области связи, компетенция Российской Федерации в области связи. Дополнительным объектом является право на получение, поиск, распространение информации (в том числе посредством сетей электросвязи). Непосредственным объектом правонарушения является правовой режим использования средств связи и кодирования (шифрования).

Средства связи - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ)).

Услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Средства кодирования - средства шифрования, в которых часть криптографических преобразований информации осуществляется с использованием ручных операций или с использованием автоматизированных средств, предназначенных для выполнения таких операций (пп. "г" п. 2 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313).

В соответствии со ст. 41 Закона N 126-ФЗ для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых:

1) в сети связи общего пользования;

2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.

Подтверждение соответствия указанных выше средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.

Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.6 КоАП РФ, может заключаться:

- в использовании в сетях связи несертифицированных средств связи;

- использовании несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в сети Интернет.

Под использованием несертифицированных средств связи понимаются любые случаи предоставления при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если при этом уполномоченными органами не была осуществлена сертификация используемого оборудования.

ПРИМЕР.

Так, судьей Советского районного суда города Казани Федоровой А.Л., при секретаре судебного заседания Азизовой И.И., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Загрутдинова Ф.С., <дата изъята=""> года рождения, проживающего по адресу: <адрес изъят="">, рассмотрена жалоба Загрутдинова Ф.С. на постановление мирового судьи судебного участка <номер изъят=""> по Советскому судебному району города Казани от <дата изъята=""> по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемым постановлением Загрутдинов Ф.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.6 КоАП РФ, а именно в том, что он путем размещения на балконе квартиры, где проживает, коммутационного оборудования: роутера D-Link DGS-1024D, к которому подключил выделенную ему для личных нужд сеть связи ЗАО "Эр-Телеком", радиоэлектронных средств (Wi-Fi антенны: MikroTik - 4 штуки, NanoStatioN M 5 - 2 штуки) - предоставлял несертифицированные возмездные услуги связи жителям города Казани по выходу в открытую телекоммуникационную сеть Интернет. Данное нарушение было выявлено сотрудниками УФСБ РФ по РТ в ходе проведения ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" по адресу: <адрес изъят="">.

Загрутдинову Ф.С. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей с конфискацией несертифицированных средств связи, оборудования, изъятого в ходе проведения ОРМ.

Не согласившись с данным постановлением, Загрутдинов Ф.С. подал на него жалобу, в которой указывает, что судом не были полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела. Просит обжалуемое постановление отменить.

Судом было установлено, что, как следует из ответа заместителя руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ <данные изъяты="">, направленного в адрес начальника отдела УФСБ РФ по РТ <данные изъяты="">, Единая информационная система Роскомнадзор не содержит сведений о сертификации оборудования: радиоантенны MikroTik QRT 5; радиоантенны MikroTik SXT G-5HPnD-HD r2; радиоантенны NanoStatioN M5; роутера D-Link DGS-1024D.

Из ответа врио руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ <данные изъяты="">, направленного в адрес заместителя начальника отдела УФСБ РФ по РТ <данные изъяты="">, следует, что Загрутдинов Ф.С. лицензий на предоставление услуг связи не имеет, последним не осуществлялся ввод в эксплуатацию сетей электросвязи, не направлялись уведомления о вводе в эксплуатацию сооружений связи.

Таким образом, выводы мирового судьи в части установления фактических обстоятельств совершения административного правонарушения являются обоснованными (решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан N 12-961/2015 от 2 июля 2015 г. по делу N 12-961/2015).

Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц от 60 000 до 300 000 рублей. Дополнительно может быть назначено взыскание в виде конфискации несертифицированных средств связи.

Ответственность по ч. 1 ст. 13.6 КоАП РФ наступает при совершении указанного деяния в случаях, если законодательством предусмотрена обязательная сертификация соответствующих средств.

Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2009 N 532 и включает в себя:

- средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также средства связи с измерительными функциями, учитывающие объем оказанных услуг связи операторами связи в сетях связи общего пользования;

- оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;

- средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;

- радиоэлектронные средства связи;

- оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Норма, устанавливающая ответственность за использование несертифицированных средств связи (кодирования) при передаче сообщений в сети Интернет, была введена в целях противодействия терроризму (Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"). Смысл этой нормы заключается в том, что правоохранительные органы, осуществляющие деятельность по противодействию терроризму, должны иметь возможность беспрепятственно расшифровывать (декодировать) все сообщения, передаваемые в сети Интернет, что может быть достигнуто на практике обязательной сертификацией шифровальных средств и установлением в качестве условия выдачи сертификата наличия специального ключа доступа для правоохранительных органов. В настоящий момент данный подход технически неприменим к большинству используемых в сети Интернет протоколов и технологий. Однако при разработке и внедрении новых технологий могут устанавливаться специальные требования к сертификации средств кодирования (шифрования).

В случае если обязательная сертификация средств связи не предусмотрена, ответственность может наступить по ч. 2 ст. 13.6 КоАП РФ за использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц - от 60 000 до 100 000 рублей. Дополнительно может быть назначено взыскание в виде конфискации незадекларированных средств связи.

Следует отметить, что при обязательной сертификации с заявлением о проведении такой сертификации могут быть только продавец, изготовитель либо зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие на основании договора с изготовителем соответствие поставляемых средств связи установленным требованиям. Однако ответственность по комментируемой статье возникает у тех лиц, которые принимают решение об использовании не прошедших сертификацию средств.

Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 13.6 КоАП РФ могут являться юридические лица (в том числе организации, оказывающие деятельность по оказанию услуг связи), их должностные лица, а также граждане, использующие средства связи или шифровальные средства передачи сообщений в сети Интернет в личных целях.

По ч. 2 ст. 13.6 КоАП РФ субъектами могут выступать только юридические лица, должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"