Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 248 КАС РФ

Статья 248 КАС РФ. Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (действующая редакция)

1. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

2. Если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления по существу не соответствует части 1 настоящей статьи, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании части 2 статьи 196 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 248 КАС РФ

Часть 1 ст. 248 КАС РФ предусматривает два основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (обязанность доказывания этих оснований в соответствии с ч. 5 ст. 247 данного Кодекса лежит на административном истце):

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 28, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <304> кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в ГКН, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости;

--------------------------------

<304> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением КС России от 11 июля 2017 г. N 20-П положения ст. 111, ч. 5 ст. 247 и п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 110 АПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.

Согласно разъяснению, данному в п. 12 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 28, необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН; при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в ГКН (абз. 2 ст. 24.15 Закона 1998 г. об оценочной деятельности); в случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в ГКН на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абз. 1 ст. 24.13 и абз. 1 ст. 24.17 Закона 1998 г. об оценочной деятельности); датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Закона 1998 г. об оценочной деятельности, является дата внесения в ГКН сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости; по смыслу абз. 1 ст. 24.17 Закона 1998 г. об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в ст. 24.19 данного Закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов; если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется; при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценочной деятельности).

В ч. 2 ст. 248 КАС РФ определены последствия несоответствия предмета административного искового заявления по существу ч. 1 данной статьи, т.е. когда основание заявленного требования не предусмотрено указанной частью: в этом случае суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования, а при отсутствии соответствующего уточнения оставляет заявление без рассмотрения на основании ч. 2 ст. 196 данного Кодекса (т.е. в силу прямого указания в ч. 2 ст. 248 КАС РФ, а не по основаниям, перечисленным в ч. 1 ст. 196 данного Кодекса).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава, 2018. Издательство "ЮСТИЦИНФОРМ"

Судебная практика по статье 248 КАС РФ: