Статья 55.5 ГрК РФ. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации (действующая редакция)
1. Некоммерческая организация до внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций обязана разработать и утвердить документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях и Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", а также следующие внутренние документы саморегулируемой организации:
1) о компенсационном фонде возмещения вреда;
2) о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств (в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса);
3) о реестре членов саморегулируемой организации;
4) о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иных обращений, поступивших в саморегулируемую организацию;
5) о проведении саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов;
6) о членстве в саморегулируемой организации, в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов.
2. Саморегулируемой организацией могут быть разработаны и утверждены внутренние документы:
1) о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования;
2) о страховании риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, а также условия такого страхования;
3) иные внутренние документы.
3. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не могут противоречить законодательству Российской Федерации и уставу некоммерческой организации.
4. Саморегулируемая организация в процессе своей деятельности в дополнение к стандартам, предусмотренным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (далее - стандарты саморегулируемой организации), в срок не позднее трех месяцев с даты присвоения статуса саморегулируемой организации утверждает квалификационные стандарты саморегулируемой организации в соответствующей сфере деятельности.
5. Квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
6. Требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
7. Требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы могут быть увеличены саморегулируемой организацией в том числе при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в отношении объектов культурного наследия в целях сохранения таких объектов, а также при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, от стоимости одного договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса.
8. Требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
9. Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы не могут противоречить настоящему Кодексу, законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, а также стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденным соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
10. Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы саморегулируемой организации утверждаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы саморегулируемой организации являются обязательными для всех ее членов, их специалистов и иных работников.
11. Порядок разработки стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящей статьей.
12. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 4 настоящей статьи, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией являются обязательными, изменения, внесенные в такие документы, решения о признании утратившими силу таких документов вступают в силу не ранее чем со дня внесения сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с частью 5 статьи 55.18 настоящего Кодекса.
13. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, изменения, внесенные в эти документы, решения о признании таких документов утратившими силу вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их принятия.
14. Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, изменения, внесенные в эти документы, решения, принятые постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети "Интернет" и направлению (за исключением решений, принятых постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в отношении членов саморегулируемой организации) на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
Судебная практика по статье 55.5 Градостроительный кодекс РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3451/13, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что разработанные объединением свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в нарушение статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержат требований к аттестации работников, что явилось основанием для включения в реестр сведений об объектах, на которых строительные работы не могут выполняться...
-
Решение Верховного суда: Определение N 5-АПГ15-48, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
...
Комментарий к ст. 55.5 ГрК РФ
1. Комментируемая статья является самой объемной среди остальных статей главы 6.1 ГрК РФ. Перечень документов, который в ней представлен, весьма обширен, выполнение зафиксированных в каждом из них требований в целом должно способствовать обеспечению безопасности возводимых объектов. Это касается не только общестроительных видов деятельности - строительства объектов, их реконструкции либо капитального ремонта, но и сопутствующих строительству функций - проектирования и проведения инженерных изысканий.
Следует обратить внимание, что с 1 июля 2017 г. вступает в силу новая редакция комментируемой статьи, что предусмотрено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ. Внесение изменений в настоящую статью является одним из элементов комплексной модернизации системы саморегулирования в строительстве, которая обусловлена наличием многих проблем в данной области, связанных, в частности, с экономической неэффективностью действующей модели.
2. Первая часть настоящей статьи перечисляет документы, которые должны иметь ГрСРО, имеющие право выдавать своим членам свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (их еще называют условиями допуска). Безопасность объектов капитального строительства постоянно находится в поле зрения таких ГрСРО, а выдача свидетельств о допуске является их важнейшей функцией.
Наличие у ГрСРО права выдавать свидетельства о допуске означает лишь потенциальную возможность (правомочие) их выдачи. Наличие такого права влечет для ГрСРО обязательство разработать и утвердить следующие акты:
- требования к выдаче свидетельств о допуске;
- правила контроля в области саморегулирования;
- документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия на членов ГрСРО за несоблюдение:
а) требований к выдаче свидетельств о допуске (условий допуска);
б) правил контроля в области саморегулирования;
в) требований технических регламентов;
г) требований стандартов СРО, а также правил саморегулирования.
Законодательство детально регламентирует порядок вступления в ГрСРО, а также требования, предъявляемые ей к своим будущим членам. В свою очередь, их неукоснительное соблюдение является неотъемлемым условием пребывания в составе ГрСРО, и, наоборот, их несоблюдение влечет дисциплинарную ответственность, вплоть до отзыва свидетельства о допуске и исключения из состава ГрСРО.
Следует обратить внимание, что первая часть комментируемой статьи носит базовый, а вместе с тем отсылочный характер. Так, требования о выдаче свидетельства о допуске законодатель устанавливает в ч. ч. 5 - 9 комментируемой статьи.
Говоря о правилах контроля в области саморегулирования, законодатель перечисляет документы, в которых установлены требования, соблюдение которых является предметом контроля. Это требования к выдаче свидетельств о допуске, стандарты СРО, а также правила саморегулирования. При этом определение стандартов СРО и правил саморегулирования приводится в ч. 2, а конкретизируется соответственно в ч. 11 (стандарты) и в ч. 12 (правила саморегулирования) комментируемой статьи.
Аналогичная картина наблюдается и при анализе документа, устанавливающего систему мер дисциплинарной ответственности членов ГрСРО. Сюда включены следующие локальные акты: требования о выдаче свидетельств о допуске, правила контроля в области саморегулирования, требования стандартов и правил саморегулирования. Помимо них, сюда включены технические регламенты. В отличие от перечисленных локальных актов, разрабатываемых и утверждаемых непосредственно ГрСРО, статус технических регламентов определен законодательством о техническом регулировании.
3. В отличие от ч. 1 комментируемой статьи, в ч. 2 перечислены акты, которые ГрСРО лишь вправе разработать и утвердить. Это стандарты СРО, а также правила саморегулирования. Данные акты являются локальными, то есть сфера их действия ограничена рамками конкретной ГрСРО, причем решение об их принятии (либо о непринятии) является ее прерогативой.
Подобный разрешительный порядок соответствует сути саморегулирования, заключающегося в установлении хозяйствующими субъектами определенных ограничений для себя без какого-либо внешнего понуждения к этому. Однако неверно полагать, что саморегулирование основано исключительно на добровольных началах. Фактически оно носит добровольно-принудительный характер, поскольку осуществляется на территории Российской Федерации и регламентируется российским законодательством, которое направлено на повсеместное внедрение данного института. Иными словами, саморегулирование - это мягкий вариант государственного регулирования, целью которого является поддержание деятельности хозяйствующих субъектов в заданных параметрах. При саморегулировании хозяйствующие субъекты соблюдают эти требования в силу осознанной необходимости, не дожидаясь официального государственного вмешательства.
В рассматриваемой части статьи даются определения соответствующих документов, которые могут приниматься в ГрСРО:
1) стандарты СРО - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов ГрСРО, за исключением требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании.
4. Третья часть комментируемой статьи построена по обратной схеме. Если в первой и во второй частях перечислены документы, которые ГрСРО следует принять и утвердить, то третья часть развивает эту мысль методом от противного. В ней говорится, что СРО не вправе разрабатывать и утверждать какие-либо иные документы, кроме тех, которые перечислены в ее первой и во второй частях. Напомним, что в них упоминаются следующие пять документов. Это: 1) требования к выдаче свидетельства о допуске; 2) правила контроля в области саморегулирования; 3) технические регламенты; 4) стандарты СРО; 5) правила саморегулирования. Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Подобное единство противоположностей концептуально соответствует современной доктрине упорядочения государственного присутствия в экономике. Напомним, что согласно ФЗ "О саморегулируемых организациях" целями саморегулирования являются уменьшение избыточного вмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и создание благоприятных условий для добровольного принятия ими различного рода ограничений по отношению к собственному поведению на рынке <156>.
--------------------------------
<156> См.: Шульга И. Устойчивость административных барьеров // Общество и экономика. 2003. N 4 - 5. С. 220.
При этом государством пресекаются обе крайности: как несоблюдение СРО установленных для них предписаний, так и мелочная опека ими своих членов. Осуществляется это различными способами, в том числе путем контроля и надзора. Эти понятия близкие, но не тождественные. Суть контроля заключается в проведении проверок соответствия выполненных работ проектной документации, а также различного рода обязательным требованиям (технического, экологического, санитарного и т.п. характера). Надзор же проверками не ограничивается. Суть государственного строительного надзора составляет не столько выявление правонарушений, сколько их профилактика и предотвращение возможных негативных последствий. Будучи поднадзорным, субъект (в данном случае ГрСРО) находится под постоянным и пристальным присмотром компетентных органов в лице федеральных служб. В сфере строительства эту функцию выполняет Минстрой России. Он не имеет в своем составе ни федеральных служб, ни федеральных агентств, поэтому в одном лице выполняет и их функции, и непосредственно свои как федерального министерства.
5. В ч. 4 комментируемой статьи установлены требования к содержанию документов ГрСРО.
Во-первых, эти документы не должны противоречить требованиям законодательства РФ, и в том числе требованиям технических регламентов. Упоминание в комментируемой норме этого требования полезно и необходимо, поскольку является своего рода профилактикой правового нигилизма.
Следует также отметить, что комментируемая норма ставит в один ряд два, казалось бы, несоразмерных понятия. Здесь одновременно говорится как о соблюдении всего российского законодательства, так и о соблюдении технических регламентов возведения объектов капитального строительства. Однако противоречия в этом нет, поскольку комментируемая норма, равно как и весь ГрК РФ, концентрирует внимание на секторе градостроительства. Иными словами, речь в данном случае идет о правовом регулировании не всей российской экономики, а только сферы строительства (градостроительства), причем лишь ее технических аспектов, в частности устанавливаемых техническими регламентами.
Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184 "О техническом регулировании" (ст. 2) технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданий, строений и сооружений; процессам производства, эксплуатации, хранения, переработки, реализации и утилизации). Регламентирование производственного процесса создания строительной продукции весьма многогранно. Например, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (ст. 6) перечисляет минимальные требования к безопасности зданий и сооружений, при этом называет компоненты, которые она в себя включает. Таковыми являются: механическая, пожарная, техногенная безопасность; безопасность условий проживания и пребывания в зданиях; энергетическая эффективность зданий и сооружений и т.п. Кроме того, в названном Техническом регламенте описывается последовательность производственного цикла, который надо соблюдать, чтобы каждый компонент в отдельности, а также полностью законченный строительством объект соответствовали требованиям безопасности.
Во-вторых, документы ГрСРО не должны противоречить целям деятельности, указанным в ст. 55.1 ГрК РФ. Напомним, что таковыми являются две следующие цели:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, а также объектам культурного наследия. Каждый компонент данного перечня очень емкий, и все же суммарно все это можно обозначить как "обеспечение безопасности жизнедеятельности", причем принимаемые меры носят профилактический характер;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проблема качества является центральной для любого изготовителя, независимо от вида создаваемой им продукции (работ, услуг). В свою очередь базовыми признаками, свидетельствующими о ее надлежащем качестве, являются: надежность, долговечность, устойчивость к внешним воздействиям и т.п. Важнейшей задачей компетентных органов (в данном случае ГрСРО) является поощрение участников строительного производства к поиску новаторских инженерных решений, улучшающих технико-экономические показатели создаваемой продукции.
В-третьих, документы ГрСРО не должны устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации. Суть данной нормы заключается в профилактике монополистских устремлений вышеназванных хозяйствующих субъектов. Отдельным хозяйствующим субъектам (в данном случае учредителям ГрСРО) для создания более выгодных условий для реализации собственной продукции не надо прилагать особых усилий, им достаточно своего статуса учредителя. В результате строительные организации, имеющие оснащенную материальную базу, квалифицированных специалистов и большой опыт работы, оказываются в менее выгодном положении. Из профилактических соображений законодатель установил в рассматриваемой норме требование, направленное на профилактику экономической концентрации, пресекаемой в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции".
В-четвертых, документы, разработанные и принятые ГрСРО, не должны приводить к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) или созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. Эта норма является логическим продолжением предыдущей. Однако здесь концентрируется внимание не на хозяйствующих субъектах (потенциальных монополистах), а на их возможных действиях (их перечень приведен выше), которые изначально могут привести к монополизму. Недопущение подобных действий входит в компетенцию антимонопольных органов, у которых имеется достаточный арсенал средств, позволяющих пресекать деятельность, в которой имеются признаки недобросовестной конкуренции. Вместе с тем в комментируемой норме законодатель напоминает ГрСРО о необходимости соблюдения антимонопольного законодательства.
6. Пятая часть комментируемой статьи закрепляет, что требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, если решение вопроса о выдаче свидетельства о допуске к таким видам работ отнесено общим собранием членов ГрСРО к сфере ее деятельности.
Чтобы глубже понять суть комментируемой нормы, необходимо напомнить, что членство в ГрСРО является обязательным для хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), осуществляющих следующие виды деятельности:
1) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений;
2) подготовка проектной документации;
3) непосредственно строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов.
Указанные виды деятельности сходны, но не тождественны. Соответственно, различаются и предъявляемые к каждому из них профессиональные требования. Поэтому в одной ГрСРО могут состоять хозяйствующие субъекты, занимающиеся только одним из вышеназванных видов деятельности. Если же исполнитель претендует на осуществление двух и более таких видов деятельности, ему необходимо оформить членство в каждой из соответствующих ГрСРО. Ситуация, когда один хозяйствующий субъект осуществляет несколько вышеназванных видов деятельности, сегодня вполне типична. В частности, это имеет место при строительстве объектов "под ключ". В этих случаях исполнитель оказывает заказчику комплекс услуг, начиная с проектирования и получения необходимых согласований, заканчивая возведением объекта и сдачей его в эксплуатацию с оформлением необходимой документации и постановкой на кадастровый учет.
Кроме того, обратим внимание, что вид работ, именуемых "строительство", трактуется не только в прямом смысле (п. 13 ст. 1), но включает и реконструкцию объекта, а также капитальный ремонт. Из этого следует, что к исключительной компетенции общего собрания относится определение не видов работ, а их подвидов. Таким образом, общее собрание устанавливает, на выполнение каких конкретных работ их членам требуется получение свидетельства о допуске. Это, однако, не противоречит их дифференциации на виды, таковыми являются: строительство (реконструкция, капитальный ремонт), проектирование, инженерные изыскания. Определяя эти работы, общее собрание детализирует и конкретизирует каждый их вид, при этом руководствуется Приказом Минрегиона России от 26 апреля 2010 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации; по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов строительства, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства". При применении этого документа следует учитывать, что Указом Президента РФ от 8 сентября 2014 г. N 612 вышеназванное министерство упразднено. Его функции по нормативно-правовому регулированию переданы другим федеральным министерствам, в частности Минстрою России.
К сказанному можно добавить, что далеко не на все работы требуется свидетельство о допуске. Многие работы не включены в Перечень и не требуют получения допуска, поэтому могут выполняться хозяйствующими субъектами, не являющимися членами ГрСРО.
7. В ч. 6 определена информация, которую в обязательном порядке должны содержать требования к выдаче свидетельств о допуске.
Во-первых, это требования квалификационного характера, адресованные как индивидуальным предпринимателям, так и наемным работникам, независимо от того, трудятся они у индивидуального предпринимателя либо у юридического лица. Однако, если сопоставить правовой статус наемного работника и индивидуального предпринимателя, легко заметить, что статус индивидуального предпринимателя является более сложным. При осуществлении предпринимательской деятельности он несет специфические обязанности, вытекающие из гражданских, административных и иных публичных отношений (налоговых, таможенных, банковских и т.п.). В отличие от индивидуальных предпринимателей, наемные работники не являются членами ГрСРО. Тем не менее квалификационные требования ко всем ним (включая индивидуальных предпринимателей) построены по единой схеме. Каждое такое физическое лицо должно представить документ об образовании определенного уровня и профиля, документ о дополнительном профессиональном образовании, а также справку о стаже работ. Индивидуальные предприниматели делают это самостоятельно, а за наемных работников это делают работодатели.
Во-вторых, работодатель, желающий получить свидетельство о допуске, должен представить в ГрСРО сведения о численности своих работников. Важно, чтобы наемные работники, в отношении которых подаются сведения об их численности, соответствовали требованиям, установленным в п. 1 настоящей части комментируемой статьи, то есть имели необходимые документы об образовании, о дополнительном профессиональном образовании и справку о стаже работ. Более конкретно данные требования указаны в последующих частях комментируемой статьи (например, установлена минимальная продолжительность трудового стажа), в частности в ч. ч. 8, 8.1, 8.2 и 9.
8. Седьмая часть комментируемой статьи перечисляет сведения, наличие которых в требованиях к выдаче свидетельств о допуске поставлено в зависимость от усмотрения ГрСРО. В отличие от предыдущей (шестой) части, решение вопроса о включении в требования к выдаче свидетельства о допуске таких сведений (которые приводятся ниже) является прерогативой ГрСРО.
Прежде всего, это сведения о наличии у члена ГрСРО (будь то индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо) имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ, к которому могут относиться:
- недвижимое имущество: земельные участки, производственные помещения (цеха, корпуса), здания, сооружения и т.п.;
- основные средства, в частности средства труда: краны, бульдозеры, подъемные механизмы, технологический транспорт т.п.;
- строительные материалы, сырье, конструкции, иные полуфабрикаты, изготавливаемые предприятиями строительной индустрии;
- финансовые ресурсы: деньги, денежные обязательства (акции, паи, ценные бумаги);
- готовая продукция.
Будучи материальной ценностью, любое имущество имеет стоимость, внешним выражением которой является его цена. В налоговом законодательстве стоимостью признается совокупность расходов на создание или покупку конкретного объекта. Согласно НК РФ (п. 1 ст. 252), расходами являются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные приобретателем материальной ценности (объекта).
Комментируемая норма не предусматривает обязательного документального подтверждения наличия у члена ГрСРО тех или иных материальных ценностей. С другой стороны, этого требует налоговое законодательство, а также законодательство о бухгалтерском учете.
Существенно, что хозяйствующий субъект может не указывать вид права, на основании которого он этим имуществом обладает. Оно может быть не только его собственностью, но и находиться у него на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления), а также на основании обязательственных правоотношений (например, в аренде, в частности в финансовой аренде (лизинге), получившей в сфере строительстве широкое распространение).
Другая группа сведений, которые по усмотрению ГрСРО могут быть включены в требования к выдаче свидетельства о допуске, представляет собой информацию о квалификации члена ГрСРО (если речь идет об индивидуальных предпринимателях) либо информацию о квалификации наемных работников. Порядок подтверждения квалификации, а также критерии, позволяющие положительно оценивать результаты проверок, оговорены в упомянутом документе: требованиях к выдаче свидетельства о допуске.
9. Восьмая часть комментируемой статьи перечисляет минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Адресованы такие требования наемным работникам и индивидуальным предпринимателям и касаются их квалификации и стажа работы.
Первая группа таких требований адресована наемным работникам: как тем, кто трудится у индивидуального предпринимателя, так и тем, кто работает у юридического лица. Определено количество работников, которые должны иметь высшее образование: таковых должно быть не менее трех. Если же речь идет о работниках со средним профессиональным образованием, то таковых должно быть не менее пяти. Также оговорен минимальный трудовой стаж и тех и других: для лиц с высшим образованием он должен составлять не менее трех лет, а для лиц с средним специальным образованием - не менее пяти лет.
Вторая группа требований адресована индивидуальным предпринимателям: им надо иметь либо высшее образование, либо среднее профессиональное образование. При этом стаж работы у тех и у других должен быть не менее пяти лет.
Третья группа таких требований касается порядка получения дополнительного профессионального образования лицами, перечисленными в п. п. 1, 2 комментируемой части статьи (т.е. наемными работниками и индивидуальными предпринимателями). Дополнительное профессиональное образование они должны получать не реже чем один раз в пять лет с прохождением аттестации.
10. Части 8.1 и 8.2 включены в комментируемую статью двумя годами позже, чем остальные статьи, упорядочивающие саморегулирование строительной (проектной, изыскательской) деятельности. Статья 55.5 ГрК РФ (все ее четырнадцать частей), а также подавляющее большинство других статей, составляющих главу 6.1, была внесена в ГрК РФ Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ". В свою очередь, ч. ч. 8.1 и 8.2 были включены в ст. 55.5 ГрК РФ Федеральным законом от 27 июля 2000 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ".
В ч. 8.1 говорится о ситуациях, когда свидетельства о допуске выдаются для работ по организации подготовки проектной документации.
Минимально необходимые для этого требования следующие:
1) первая группа таких требований касается ситуаций, когда у членов ГрСРО (будь то индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо) трудятся наемные работники. В этих случаях не менее трех работников должны иметь высшее образование и стаж работы не менее пяти лет;
2) вторая группа охватывает ситуации, когда определенные виды работ по организации подготовки проектной документации выполняются непосредственно индивидуальными предпринимателями. У каждого из них должно быть высшее образование и стаж работы по специальности не менее десяти лет;
3) третья группа требований устанавливает, что наемные работники и индивидуальные предприниматели должны не реже чем раз в пять лет получать дополнительное профессиональное образование с прохождением аттестации.
11. Часть 8.2 комментируемой статьи носит аналогичный характер с той лишь разницей, что в ней перечислены минимально необходимые требования, которые должны быть выполнены членами ГрСРО для получения свидетельства о допуске к работам по организации строительной деятельности.
Первая группа требований касается случаев, когда в организации или у индивидуального предпринимателя, являющихся членами ГрСРО, трудятся наемные работники. В этих случаях не менее пяти таких работников должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж не менее пяти лет.
Вторая группа устанавливает минимально необходимые требования к индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы по организации строительной деятельности, а также к руководителю юридического лица или к его заместителю, занимающимся аналогичными видами деятельности. Они должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы не менее семи лет.
Третья группа требований предполагает, что вышеуказанные лица должны не менее чем один раз в пять лет получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию.
12. Девятая часть комментируемой статьи говорит о минимально необходимых требованиях, которые предъявляются к особо опасным и технически сложным объектам, которые устанавливаются Правительством РФ. Порядок установления ГрСРО требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам и порядок определения ГрСРО, обладающих правом выдачи свидетельств о допуске к указанным работам, также могут устанавливаться Правительством РФ.
Комментируемая норма не конкретизирует, какими именно нормативными актами регламентируются требования, предъявляемые к подобным объектам. Важнейшим является Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов". Согласно вышеназванному подзаконному акту, для того чтобы исполнитель мог работать на таких объектах, ему нужно соответствовать целому ряду требований. В частности, ему надо иметь штат квалифицированных сотрудников, технически оснащенную материальную базу, программное обеспечение целевой деятельности и т.п.
Необходимо, чтобы у исполнителя вышеназванных работ действовала система контроля качества, а в отношении отдельных их видов (подвидов) - система менеджмента качества (управления качеством), на которую национальным или международным органом по сертификации выдан сертификат соответствия. Речь идет о сертификации по стандарту ИСО.
Словосочетание ИСО обозначает сокращенное название Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, или ISO). Сертификат, соответствующий вышеназванному стандарту, подтверждает, что его обладатель имеет квалификацию и опыт выполнения сертифицируемых работ. Он подтверждает также, что производственный процесс выполнения таких работ, а также их конечный результат соответствуют международным стандартам <157>. Полное название стандарта ISO звучит так: Международный стандарт ISO 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь". Его российским аналогом является Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь". Этот стандарт систематически обновляется, в настоящее время согласно Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1390-ст действует Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2015, введенный в действие с 1 ноября 2015 г.
--------------------------------
<157> См.: Мансуров А. Отказ от строительных лицензий, как мера государственной координации рынка // Право и экономика. 2010. N 1. С. 11.
Нынешняя редакция Национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2015 специалистами оценивается в целом положительно, хотя и отмечается смысловая нечеткость отдельных технических понятий, используемых в данном документе. С другой стороны, именно такими, местами усложненными и специфическими фразами, излагается алгоритм действий по созданию высококачественной продукции. В концентрированном виде он может быть выражен следующим образом: "планируй - делай - проверяй - действуй" <158>.
--------------------------------
<158> См.: Гвоздин В. Хотели как лучше? О новой версии ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 9001 // Стандарты и качество. 2016. N 7. С. 25.
Строительная деятельность требует неукоснительного соблюдения всех имеющих к ней отношение технических норм и правил. Любые отступления от них чреваты деструктивными последствиями. Это относится к любым объектам капитального строительства, но прежде всего к особо опасным и технически сложным. Именно такие объекты имелись в виду, когда обсуждался вопрос о замене лицензирования строительной деятельности институтом саморегулирования. Они являлись главным аргументом в дебатах о том, быть или не быть саморегулированию. Высказывались различные мнения, в частности говорилось, что отказываться от лицензирования нельзя ни в коем случае.
Переходный период от лицензирования строительной деятельности к ее саморегулированию длился почти шесть лет. Ее истоки берут свое начало в марте 2004 г., когда в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была введена триада: федеральные министерства - федеральные службы - федеральные агентства. Одновременно органы исполнительной власти подверглись масштабной реорганизации, в частности, был упразднен Госстрой России, длительное время выполнявший функции лицензирования. Затем последовала серия дальнейших реорганизаций, и с 1 января 2010 г. все ранее выданные лицензии были прекращены. Однако проблем не убавилось. Сторонники лицензирования ссылаются на возросшее число долгостроев, обманутых дольщиков и т.п.
Тем не менее идея замены лицензирования на саморегулирование стала реальностью. Более того, при обсуждении данного вопроса были выдвинуты конструктивные предложения, направленные на повышение практической эффективности этого института. В частности, было предложено создать СРО с сертификационной системой менеджмента качества строительных услуг <159>. Это вполне резонное предложение было реализовано законодателем. В то же время обязательность наличия соответствующих сертификатов у членов ГрСРО была поставлена в зависимость от усмотрения самих ГрСРО.
--------------------------------
<159> См.: Вершинин В.Р. Проблемы совершенствования государственного контроля в сфере градостроительной деятельности в условиях административной реформы // Государство и право. 2007. N 7. С. 105.
В отношении выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, по подготовке проектной документации, по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии, наличие у заявителя системы менеджмента качества, которой национальным или международным органом по сертификации выдан сертификат соответствия, является минимально необходимым требованием, установленным Правительством РФ.
В отношении выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, по подготовке проектной документации, по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии), требованием к контролю качества является наличие у заявителя системы контроля качества.
13. Десятая часть комментируемой статьи запрещает ГрСРО вносить в требования к выдаче свидетельств о допуске иные документы, кроме тех, которые перечислены в ч. ч. 8, 8.1, 8.2, а также 9.
14. Одиннадцатая часть комментируемой статьи запрещает включать в стандарты СРО указания на следующие экономико-правовые компоненты: товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей; это, кроме того, требования к товарам, их производителям, к информации, работам, услугам в отношении производимых, выполняемых, оказываемых членами ГрСРО соответственно товаров, работ, услуг и (или) используемых членами ГрСРО строительных материалов. Их нельзя указывать в стандартах СРО, если это влечет недопущение, устранение либо ограничение конкуренции.
Вместе с тем установление требований к безопасности производимой продукции не должно превращаться в злоупотребление, прямым результатом которого может стать ущемление законных прав и интересов членов ГрСРО в результате создания условий для недобросовестной конкуренции. Типичным примером может являться разработка и утверждение ГрСРО стандартов строительства объектов (зданий, сооружений и т.п.) исключительно на твердых ландшафтах. Само по себе возражений это не вызывает, однако ряд российских регионов расположен на преимущественно переувлажненных, заболоченных, и т.п. почвах, где строительство по таким стандартам вредно и опасно, поскольку фундамент, да и все здание, может дать трещины. Получается, что, разрабатывая и, главное, включая в стандарты указание на вышеназванные экономико-правовые компоненты, ГрСРО тем самым вынуждают своих членов искать и использовать под застройку только подходящие под собственные стандарты земельные участки (строительные площадки), что ставит их в невыгодное положение по сравнению с конкурентами.
15. Двенадцатая часть комментируемой статьи перечисляет требования, которые ГрСРО вправе устанавливать для своих членов в правилах саморегулирования. Представленный в комментируемой норме перечень показывает, что государство передало ГрСРО значительную часть своих функций.
15.1. Прежде всего это условия, подлежащие включению в строительные договоры, обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В рыночной экономике роль договоров чрезмерно высока, что полностью применимо к сфере строительства. Достаточно сказать, что строительные договоры являются той основой, на которой формируется план строительно-монтажных работ конкретной строительной организации и осуществляется его выполнение, в них закрепляются правила осуществления расчетов между сторонами. Налицо широкое внедрение бизнес-планирования с учетом меняющейся конъюнктуры рынка.
В ряде случаев строительный договор - это единственный документ, поддерживающий технологическую непрерывность и целостность строительного производства, поскольку в нем регламентируются последовательные и согласованные с партнерами действия подрядных организаций по возведению объекта.
Другой характерный пример - это включение в договоры повышенных в сравнении с существующими стандартами и техническими регламентами требований к безопасности продукции (объектов капитального строительства). Эти повышенные требования также именуются "коммерческим качеством". Такие условия договора строительного подряда являются существенными. Если выполненные по такому договору работы (услуги) хотя и соответствуют существующим стандартам и техническим регламентам, но нарушают условия о повышенном (коммерческом) качестве, то для подрядной организации, нарушившей эти повышенные требования, наступает имущественная ответственность, аналогичная ответственности за некачественное выполнение работ.
Еще одним показателем экономико-правовой эффективности подрядных договоров в обеспечении безопасности объектов является включение в них требований не только стандартов и технических регламентов, но и иных нормативно-технических документов. Ими, в частности, являются строительные нормы и правила (СНиП), а также технические условия (ТУ). Формально они не являются предметом вышеназванного Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ и приняты гораздо раньше, чем упомянутый закон. С другой стороны, они не отменены. Более того, многие из них сохраняют актуальность, ибо содержат рационально-инженерные решения, способствующие поддержанию качества строительной продукции на надлежащем уровне. Существует мнение о целесообразности включения параметров качества, изложенных в таких документах (СНиП, ТУ и т.п.), в договоры строительного подряда. Отмечается также, что независимо от того, включены такие параметры в договоры либо нет, их соблюдение носит общеобязательный характер <160>. С данным мнением следует согласиться. При этом надо исходить из того, что параметры качества продукции, указанные в СНиП, ТУ и т.п., должны быть не ниже тех, которые прописаны в действующих стандартах и технических регламентах, обязательность применения которых предписана Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ. Если же они превалируют, то порядок их применения должен быть аналогичен порядку применения требований повышенного (коммерческого) качества.
--------------------------------
<160> См.: Мкртумян Э.А. Строительные нормы и правила и реформа технического регулирования // Российский юридический журнал. 2010. N 1. С. 190.
15.2. Также в правилах саморегулирования ГрСРО могут устанавливаться требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ.
Речь идет о третейском способе разрешения конфликтных ситуаций, суть которого состоит во взаимных уступках и компромиссах с целью выработки взаимоприемлемых решений. Его достоинствами являются оперативность, сжатые сроки рассмотрения, экономичность процедуры разбирательства, наличие досудебного порядка разрешения споров (посредничество), разрешение споров в одной инстанции, гарантированность исполнения принятых решений. Третейские суды вправе рассматривать споры между хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности.
Принципиальным условием, позволяющим третейскому суду принимать дела к производству, является наличие письменного соглашения об этом спорящих сторон. Оно именуется третейской оговоркой и представляет собой договоренность сторон о передаче на рассмотрение третейского суда конкретного спора между ними либо споров, которые могут возникнуть между ними в будущем. Третейское соглашение может быть оформлено путем его включения в текст договора как одного из существенных его условий (третейская оговорка) либо же путем составления отдельного соглашения (третейская запись). Основным требованием, предъявляемым к третейскому соглашению, является наличие воли сторон, направленной на изъятие спора из компетенции государства и его передачу на разрешение в выбранный сторонами третейский суд.
Третейские суды не находятся в отношениях подчиненности с какими-либо государственными органами, однако они признаются и поддерживаются государством в качестве правоприменительных органов, осуществляющих правосудие. Их деятельность соответствует официальной политике государства, направленной на усиление значимости деловых и партнерских отношений, а также на развитие этики делового оборота. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в РФ" могут образовываться третейские суды двух видов: во-первых, это постоянно действующие третейские суды, во-вторых, - третейские суды для разрешения конкретных, разовых споров. Постоянно действующие третейские суды рассматривают споры между хозяйствующими субъектами, связанными третейскими соглашениями. Что касается разовых третейских судов, то они становятся таковыми, когда стороны создадут их для этой цели. Вынесением решения по конкретному спору такие суды заканчивают свои полномочия.
15.3. Продолжает перечень требований, которые могут быть установлены в правилах саморегулирования ГрСРО, требование о страховании членами ГрСРО риска своей гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно ГК РФ (ст. 932) по договору страхования риска ответственности, страхованию подлежит только риск ответственности самого страхователя (в данном случае подрядной организации, являющейся членом ГрСРО, принявшей такое решение). Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен. Однако независимо от наличия у членов ГрСРО страхового полиса (свидетельства, квитанции и т.п.) ГрСРО несет субсидиарную ответственность по их имущественным обязательствам, если они имеют выданные ею свидетельства о допуске к вышеназванным работам. Субсидиарный характер ответственности означает, что выплаты осуществляются в объеме недостающих у ответчика денежных сумм, которые он обязан выплатить истцу. Причем такие выплаты ГрСРО осуществляет в пределах средств своего компенсационного фонда, формируемого за счет вступительных взносов своих членов. Минимальное количество членов ГрСРО, а также размер вступительного взноса зависят от вида выполняемых ими работ. Для ГрСРО, объединяющей хозяйствующих субъектов, занимающихся изыскательской или проектной деятельностью, количество участников должно быть не менее 50, а вступительный взнос - 500 000 рублей с каждого. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительную деятельность, указанные цифры увеличиваются в два раза. Минимальное количество членов таких ГрСРО составляет не менее 100 человек, а вступительный взнос - 1 000 000 рублей с каждого. Лишь после выполнения всех вышеназванных финансовых требований ГрСРО вправе регистрировать себя как некоммерческое партнерство и выполнять целевые функции.
Указанные суммы будут несколько меньше, если хозяйствующие субъекты застрахуют риск своей имущественной ответственности. В этом случае вступительный взнос в СРО, объединяющую участников строительной деятельности, составит 300 000 рублей с каждого. Для СРО, объединяющей изыскательские или проектные организации, такая сумма составит 150 000 с каждого члена.
15.4. Далее в перечне требований, которые могут быть установлены в правилах саморегулирования ГрСРО, указано требование, предписывающее работодателям (будь то индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо) страховать своих наемных работников от несчастных случаев и от болезней. Комментируемый пункт аналогичен предыдущему. Различие между ними заключается в том, что предметом страхования здесь является риск причинения вреда жизни или здоровью застрахованного лица. Различие также наблюдается и в наличии либо, наоборот, отсутствии нормативной базы обязательного страхования этих видов деятельности. Так, отдельного федерального закона об обязательном страховании риска ответственности за нарушение требований качества и безопасности объектов капитального строительства не существует. В отношении же обязательного страхования риска причинения вреда жизни и здоровью застрахованного лица ситуация прямо противоположная. Примером тому являются регламентирующие уплату страховых взносов НК РФ и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях". Согласно вышеназванным нормативным актам хозяйствующие субъекты, в том числе подрядные строительные организации, в обязательном порядке платят страховые взносы, при этом размеры платежей и сроки их уплаты оговорены вышеназванными актами.
Это, однако, не умаляет значимости добровольного страхования от несчастных случаев и болезни. Согласно ГК РФ (ст. 934) получателем назначаемых в таких случаях страховых выплат является либо сам страхователь, либо указанное им иное лицо (в данном случае наемный работник, чей работодатель является членом ГрСРО). Страхователем по такому договору выступает страховая специализированная организация (как правило, страховая медицинская компания).
15.5. Еще одно требование из числа тех, которые могут быть установлены в правилах саморегулирования ГрСРО, подталкивает членов ГрСРО к сертификации своей деятельности. Правилами саморегулирования, принятыми в конкретных ГрСРО, могут устанавливаться требования об обязательном наличии у их членов сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов, а также сертификатов системы управления качеством строительства. О сущности сертификации в сфере строительства, в частности о сертификатах, соответствующих стандартам серии ИСО, уже говорилось при анализе минимально необходимых требований к особо опасным и технически сложным объектам (см. п. 12 комментария к настоящей статье). Напомним, что в отношении выполнения работ на таких объектах наличие соответствующих сертификатов обязательно.
В отношении остальных объектов капитального строительства получение таких сертификатов является прерогативой строительных организаций. Тем не менее они заинтересованы в наличии у них сертификатов, соответствующих стандартам серии ИСО, так как это дает им ряд преимуществ. Во-первых, их наличие является обязательным условием для поставок за рубеж создаваемой их обладателями продукции. Во-вторых, такие сертификаты дают их обладателям преимущества при их участии в строительных тендерах, являющихся формой проведения подрядных торгов, то есть соревновании представленных претендентами оферт на получение заказа на выполнение работ для федеральных государственных нужд. Без вышеназванного сертификата претенденту невозможно выиграть такой тендер и получить государственный заказ, финансируемый за счет средств федерального бюджета. В-третьих, к преимуществам таких сертификатов можно отнести получение более выгодных условий страхования и кредитования, снижение рисков в процессе производства, возможность повышения эффективности работы управленческого аппарата.
15.6. Завершает перечень требований, которые могут быть установлены в правилах саморегулирования ГрСРО, требование к рекламе, распространяемой исполнителем работ в части безопасности создаваемой продукции. Суть любой рекламы заключается в том, чтобы показать неопределенному кругу лиц достоинства и преимущества своей продукции, а также убедить потребителей в необходимости ее приобретения. При этом действовать следует в рамках Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которому информация о товаре, равно как и о его изготовителе, должна быть достоверной и проверяемой.
Немалое значение имеет "обратная связь" с потребителем, в которой заинтересован изготовитель (подрядная строительная организация). Создание организацией высококачественной продукции повышает ее деловую репутацию, обеспечивает получение выгодных заказов. Чтобы оправдывать доверие потребителей, изготовителю надо знать их мнение о качестве приобретаемой продукции, их имеющиеся и потенциальные запросы. Систематическое и регулярное получение от них любой информации, в том числе критического характера, а также предложений по улучшению качественных характеристик приобретаемой продукции является для изготовителя своеобразным "барометром", отражающим как позитивные, так и негативные аспекты его деятельности, позволяющим ему концентрировать внимание на нерешенных вопросах.
16. Тринадцатая часть комментируемой статьи устанавливает минимальное количество голосов членов ГрСРО, которые ей необходимо набрать, чтобы принять и утвердить документы, указанные в первой и во второй частях комментируемой статьи. Напомним, что это те документы, которые ГрСРО обязана либо вправе разработать и утвердить. В обоих случаях "за" должно быть подано свыше 50% голосов членов СРО, то есть половина всех голосов плюс один голос. Что касается формы голосования, то комментируемая норма не конкретизирует ее: оно может быть как открытым, так и тайным.
В то же время не следует сбрасывать со счетов вероятность того, что те или иные решения, выносимые на голосование, не получат проходной квоты. Последствия здесь двоякие. Если такое происходит с документами, которые ГрСРО обязана разработать и утвердить, то возможно повторное, в том числе неоднократное, голосование. Если же их не принимают по принципиальным соображениям, то не исключена вероятность ликвидации такой ГрСРО, ибо теряется смысл ее существования.
В случаях, когда не набирают проходной квоты документы, которые ГрСРО лишь вправе разработать и утвердить, то последствия не такие строгие. Их принятие (либо непринятие) является прерогативой СРО, поэтому можно действовать и без них, что вполне законно.
Однако практика свидетельствует о ничтожной вероятности подобного пессимистического сценария. В подавляющем большинстве случаев голосование проходит успешно с достижением требуемых результатов. Принятые решения вступают в силу не ранее чем через десять дней после их принятия.
17. Четырнадцатая часть завершает комментируемую статью. В ней указано на обязательность размещения на официальном сайте ГрСРО (в сети Интернет) принятых ею решений. Реквизиты официального сайта должны находиться на информационном стенде в офисе ГрСРО. В принципе на официальном сайте должны быть размещены все решения, принятые ГрСРО за конкретный период времени, кроме тех, которые содержат сведения о персональных данных, которые нельзя распространять без согласия их обладателей.
Действующее законодательство не обязывает ГрСРО отвечать на запросы заявителей, хотя и не запрещает этого. В запросе должна быть емко и концентрированно изложена его суть и указаны реквизиты заявителя.
18. Как уже было отмечено, с 1 июля 2017 г. комментируемая статья будет действовать в новой редакции, которой кардинальным образом будут изменены нормы ГрК РФ о видах внутренних документов ГрСРО и порядке их принятия. Статья получит название "Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации".
Согласно новым правилам некоммерческая организация до внесения сведений о ней в государственный реестр ГрСРО обязана разработать и утвердить документы, предусмотренные законодательством РФ о некоммерческих организациях и ФЗ "О саморегулируемых организациях", а также следующие внутренние документы ГрСРО:
1) о компенсационном фонде возмещения вреда;
2) о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств (в случаях, предусмотренных ГрК РФ);
3) о реестре членов ГрСРО;
4) о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов ГрСРО и иных обращений, поступивших в ГрСРО;
5) о проведении ГрСРО анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов;
6) о членстве в ГрСРО, в том числе о требованиях к ее членам, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов.
Также ГрСРО могут быть разработаны и утверждены иные внутренние документы, перечень которых не ограничен, в частности о страховании членами ГрСРО риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования; о страховании риска ответственности за нарушение членами ГрСРО условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, а также условия такого страхования.
Предметом рассмотрения на общем собрании членов ГрСРО станут документы, разработка и утверждение которых предусмотрены законодательством РФ о некоммерческих организациях и ФЗ "О некоммерческих организациях", а также ряд внутренних документов (о компенсационных фондах, о реестре членов ГрСРО, о членстве в ГрСРО и пр.); стандарты же ГрСРО и иные внутренние документы будут утверждаться не высшим органом управления, а постоянно действующим коллегиальным органом управления.
Отдельно в новой редакции предусмотрено, что ГрСРО в процессе своей деятельности в дополнение к стандартам СРО, предусмотренным ФЗ "О саморегулируемых организациях", в срок не позднее трех месяцев с даты присвоения статуса СРО утверждает квалификационные стандарты СРО в соответствующей сфере деятельности. Квалификационные стандарты СРО являются ее внутренними документами и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.