Градостроительный кодекс РФ, N 190-ФЗ | ст. 55.4 ГрК РФ

Статья 55.4 ГрК РФ. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации (действующая редакция)

1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации на основании договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно выполняющими инженерные изыскания или осуществляющими подготовку проектной документации;

2) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса;

3) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса являются обязательными.

2. В случае, если не менее чем пятнадцать членов некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьей 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.

3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, снос объектов капитального строительства на основании договора о сносе объекта капитального строительства, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (далее - договор подряда на осуществление сноса), индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, снос объектов капитального строительства, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, снос объектов капитального строительства и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;

2) отсутствие у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована;

3) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса;

4) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса являются обязательными.

4. В случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, указанной в части 3 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьей 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.

5. При определении числа членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

6. Требования, установленные частями 1 - 4 настоящей статьи и предъявляемые к некоммерческим организациям, являются обязательными на момент внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и в течение всего срока деятельности саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено частью 7 настоящей статьи.

7. Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи, в процессе своей деятельности не утрачивает статуса саморегулируемой организации в случае:

1) если саморегулируемой организацией не сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, предусмотренный частями 2 и 4 настоящей статьи;

2) снижения не более чем в два раза в процессе деятельности саморегулируемой организации минимального количества членов саморегулируемой организации, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров и уплативших взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами саморегулируемой организации с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам.

8. Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи и сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе в процессе своей деятельности принимать решение о ликвидации данного компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Комментарий к ст. 55.4 ГрК РФ

1. В настоящей статье устанавливаются требования к некоммерческой организации, необходимые и достаточные для приобретения ей статуса ГрСРО. Эти требования дифференцированы в зависимости от того, в какой сфере будет действовать данная ГрСРО: в одну группу отнесены организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации, в другую - организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Всего закон предусматривает три вида требований и одно дополнительное требование, имеющее силу только в определенных случаях (ч. ч. 1 - 4 комментируемой статьи). К безусловным относятся требования <153>:

--------------------------------

<153> В литературе их называют количественными, материальными и содержательно-правовыми критериями (см., напр.: Егоров В.Ю., Шишелова С.А. Постатейный комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ / Под ред. А.В. Филатовой. М.: ЭлКниги, 2012).

1) о количестве членов некоммерческой организации (не менее 50 для ГрСРО первой группы, не менее 100 для ГрСРО второй группы <154>). При этом в качестве членов в целях данной статьи учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства <155> (ч. 5);

--------------------------------

<154> При этом закон требует, чтобы данные организации (в т.ч. и те, кто является самостоятельными застройщиками) были зарегистрированы в установленном законом порядке на территории того же субъекта РФ, в котором зарегистрирована ГрСРО. Для организаций первой группы такого ограничения не установлено.

<155> По свидетельству некоторых исследователей, существует "несколько проблем, связанных со столь высоким количественным цензом. Во-первых, во многих регионах может попросту не найтись такого числа инженерных изыскателей, проектировщиков и строителей. Во-вторых, многие строительные компании представляют собой холдинги, состоящие из ряда юридических лиц, выполняющих различные виды строительных работ и связанных между собой разнообразными внутрикорпоративными связями. Для продолжения своей деятельности всем таким небольшим и узкопрофильным субъектам придется стать участниками саморегулируемой организации... Проблема аффилированности имеет еще и финансовую составляющую: аффилированные лица в рамках саморегулируемых организаций будут нести финансовые обязательства каждое в полном объеме, однако для целей принятия решений по управлению будут наделены только одним голосом на всех, рассматриваясь как одно лицо. Во избежание проблем, связанных с аффилированностью, юридические лица одного строительного холдинга, по-видимому, будут вынуждены путем слияний преобразовываться в более крупные многопрофильные юридические лица, что потребует существенных изменений и переустройства корпоративной структуры холдингов. Кроме того, это может привести к уменьшению количества участников строительного комплекса, работающих в соответствующем регионе, и недостатку потенциальных членов саморегулируемых организаций" (Хованская Т. "Все за одного" - новые правила в строительной отрасли // Корпоративный юрист. 2010. N 1).

2) о наличии компенсационного фонда возмещения вреда (см. комментарий к ст. 55.16);

3) о наличии у некоммерческой организации стандартов СРО и внутренних документов, названных в Кодексе в качестве обязательных (см. комментарий к ст. 55.5).

Для приобретения статуса СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, закон предусматривает еще одно основное требование (п. 2 ч. 3): отсутствие у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта РФ, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована (эту норму следует понимать расширительно, речь идет и о тех подразделениях, которые расположены за пределами территории РФ). Данное ограничение носит, что очевидно, антимонополистический характер. В редакции ГрК РФ от 23 июня 2016 г. оно отсутствовало.

Важный момент: в предыдущей редакции комментируемой статьи (действовала до 4 июля 2016 г.) было предусмотрено, что при определении числа членов ГрСРО аффилированные лица учитываются как одно лицо. Понятие аффилированных лиц раскрывается в законодательстве о защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности. ГД ФС РФ в письме от 7 сентября 2015 г. N 2.2-1/52 разъясняла, что это требование является актуальным не только применительно к созданию ГрСРО, но и к ее дальнейшей деятельности. В данный момент указанное положение не действует.

В качестве дополнительного требования фигурирует правило о необходимости формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Данный фонд должен быть сформирован в том случае, если определенное количество членов некоммерческой организации (не менее 15 - для ГрСРО первой группы, не менее 30 - для второй) подали в ГрСРО заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации (или договоров строительного подряда) с использованием конкурентных способов заключения договоров (подразумеваются те способы, которые указаны в ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: проведение конкурсов и аукционов, запрос котировок, запрос предложений). Однажды сформированный фонд не может быть ликвидирован по решению ГрСРО (ч. 8 комментируемой статьи), если организация находится в процессе своей деятельности. Систематическое толкование этого правила позволяет считать, что ГрСРО может распорядиться средствами данного фонда лишь в случае принятия решения о добровольной ликвидации.

2. Как следует из ч. ч. 6 - 7 комментируемой статьи, требования, установленные для приобретения некоммерческой организацией статуса ГрСРО, сохраняют силу и в течение всего срока существования данной организации. Соответственно, их соблюдение может стать предметом очередной (или внеплановой) проверки со стороны Ростехнадзора.

Закон устанавливает только два исключения:

1) если ГрСРО не сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

2) если имеет место снижение не более чем в два раза в процессе деятельности ГрСРО минимального количества членов ГрСРО, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров и уплативших взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами ГрСРО с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам.

В любом из этих двух случаев невыполнение указанных требований не влечет за собой исключения ГрСРО из государственного реестра (подразумевается исключение как во внесудебном, так и в судебном порядке).

Источник комментария:
Отв. ред Н.Н. Мельников "КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ"
МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017

Судебная практика по статье 55.4 Градостроительный кодекс РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-5119, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. В обоснование своего требования заявитель указал, что денежные средства в названном размере являются средствами компенсационного фонда заявителя, образуемого в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей возмещения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В этой связи указанные денежные средства имеют специальный правовой режим...
  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-5119, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. В обоснование своего требования заявитель указал, что денежные средства в названном размере являются средствами компенсационного фонда заявителя, образуемого в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей возмещения вреда по требованиям физических лиц вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства...
  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-7445, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 без изменения. В кассационной жалобе партнерство просит о пересмотре указанных судебных актов, вследствие непризнания наличия у денежных средств компенсационного фонда, образуемого в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, специального правового режима, не позволяющего использования их на формирование конкурсной массы должника...