Статья 55.23 ГрК РФ. Федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций (действующая редакция)
1. Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2 - 3. Утратили силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.
4. Предметом федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций является соблюдение ими требований, установленных настоящим Кодексом.
5. В случае выявления нарушения Национальным объединением саморегулируемых организаций требований, установленных настоящим Кодексом, указанный в части 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано Национальным объединением саморегулируемых организаций в арбитражный суд.
6. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано представлять в указанный в части 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций, на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
7. Организация и осуществление федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
8. При осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
Комментарий к ст. 55.23 ГрК РФ
1. В настоящей статье определяются правовые основания контроля со стороны публичной власти за деятельностью национальных объединений ГрСРО. Органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль, является Минстрой России (п. 5.4.82 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ).
Поскольку правовой статус национальных объединений в принципиальных своих чертах подобен правовому статусу ГрСРО, положения комментируемой статьи сходны с положениями ст. 55.19 о государственном надзоре за деятельностью ГрСРО. Сходство проявляется в следующем:
- основной формой контроля и надзора являются проверки - плановые и внеплановые, документарные и выездные;
- предметом проверок является соблюдение организацией требований, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами;
- плановые проверки деятельности организации проводятся в соответствии с планом, утвержденным органом контроля (надзора);
- внеплановые проверки проводятся в случаях, когда возникло (возникает) нарушение требований закона или создается угроза причинения вреда жизни, здоровью, иным благам, защищаемым законом.
Плановая проверка Национального объединения ГрСРО проводится не чаще одного раза в 3 года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации Национального объединения;
2) окончания проведения последней плановой проверки Национального объединения.
Внеплановой проверкой Национального объединения является проверка, не включенная в План на соответствующий год. Основанием для проведения внеплановой проверки Национального объединения является:
1) истечение срока исполнения Национальным объединением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) Министра (его заместителя), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проведение проверки Национального объединения ГрСРО осуществляется в соответствии с программой проверки. Программа проверки составляется и утверждается министерством до начала проверки. Программа проверки должна содержать:
1) объект проверки;
2) основания для проведения проверки;
3) цель проверки;
4) предмет проверки;
5) перечень основных вопросов, по которым должностные лица проводят в ходе проверки процедуры контроля.
2. Помимо комментируемой статьи полномочия Минстроя России по государственному контролю за деятельностью национальных объединений ГрСРО урегулированы Административным регламентом по исполнению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ государственной функции по осуществлению государственного контроля за деятельностью национальных объединений СРО, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минстроя России от 11 мая 2016 г. N 316/пр).
Проверки национальных объединений ГрСРО проводятся государственными гражданскими служащими ответственного структурного подразделения Минстроя России. Министерство привлекает к проведению проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с Национальным объединением ГрСРО, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого Национального объединения.
Должностные лица вправе:
- направлять запросы руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю Национального объединения ГрСРО, членам Национального объединения ГрСРО, организациям и учреждениям по вопросам программы проверки;
- получать письменные объяснения, справки и сведения от указанных лиц.
Должностные лица обязаны:
- проводить выездную проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении служебного удостоверения, копии Приказа Министерства о назначении проверки и, в случае внеплановой выездной проверки, копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;
- организовать и провести проверку в соответствии с ее программой;
- взаимодействовать с органами управления, специализированными органами, должностными лицами и членами Национального объединения ГрСРО;
- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы Национального объединения ГрСРО, в отношении которого проводится проверка;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю Национального объединения ГрСРО, присутствующему при проведении проверки, информацию и копии документов, относящиеся к предмету проверки, знакомить его с результатами проверки;
- соблюдать сроки проведения проверки и т.д.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель Национального объединения ГрСРО при проведении проверки имеет право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав национального объединения при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
д) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие законодательству РФ нормативные правовые акты, на основании которых осуществляется государственная функция;
е) на возмещение вреда, причиненного вследствие действий (бездействия) проверяющих при осуществлении государственной функции;
ж) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель Национального объединения ГрСРО при проведении проверки обязан:
а) присутствовать при осуществлении государственной функции или обеспечить присутствие должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований ГрК РФ;
б) представлять заверенные Национальным объединением ГрСРО копии документов, необходимых для проведения проверки (в ч. 6 комментируемой статьи эта обязанность обозначена более широко, поскольку упомянуты не только документы в бумажном виде, но и электронные документы, которые должны быть подписаны с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи);
в) не препятствовать осуществлению государственной функции, не уклоняться от осуществления государственной функции, исполнять в установленный срок предписания министерства.
3. В комментируемой статье (ч. 5) установлено, что в случае выявления нарушения Национальным объединением ГрСРО требований, установленных ГрК РФ, Минстрой России направляет в Национальное объединение ГрСРО одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки.
В предписании (согласно п. 91 названного выше Административного регламента) Минстрой РФ обязывает Национальное объединение ГрСРО устранить выявленные по результатам проверки нарушения и устанавливает сроки устранения нарушений.
В предписании указываются:
1) дата и место выдачи предписания;
2) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, выдавшего предписание;
3) сведения о Национальном объединении ГрСРО, которому выдается предписание, в том числе его наименование и место нахождения;
4) положения ГрК РФ, нарушение которых выявлено при проверке;
5) требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушений ГрК РФ, и срок их исполнения;
6) срок, в течение которого Национальное объединение ГрСРО, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо, выдавшее предписание, о выполнении предписания;
7) порядок и сроки обжалования предписания;
8) предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания Министром (его заместителем) предписания, направляет его проверенному Национальному объединению ГрСРО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.
Указанное предписание может быть обжаловано Национальным объединением ГрСРО в арбитражный суд.