Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 335 ГК РФ

Статья 335 ГК РФ. Залогодатель (действующая редакция)

1. Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо.

В случае, когда залогодателем является третье лицо, к отношениям между залогодателем, должником и залогодержателем применяются правила статей 364 - 367 настоящего Кодекса, если законом или соглашением между соответствующими лицами не предусмотрено иное.

2. Право передачи вещи в залог принадлежит собственнику вещи. Лицо, имеющее иное вещное право, может передавать вещь в залог в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Если вещь передана в залог залогодержателю лицом, которое не являлось ее собственником или иным образом не было надлежаще управомочено распоряжаться имуществом, о чем залогодержатель не знал и не должен был знать (добросовестный залогодержатель), собственник заложенного имущества имеет права и несет обязанности залогодателя, предусмотренные настоящим Кодексом, другими законами и договором залога.

Правила, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, не применяются, если вещь, переданная в залог, была утеряна до этого собственником или лицом, которому вещь была передана собственником во владение, либо была похищена у того или другого, либо выбыла из их владения иным путем помимо их воли.

3. Если предметом залога является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица либо уполномоченного органа, такое же согласие или такое же разрешение необходимо для передачи этого имущества в залог, за исключением случаев, когда залог возникает в силу закона.

4. В случае, если имущество залогодателя, являющееся предметом залога, перешло в порядке правопреемства к нескольким лицам, каждый из правопреемников (приобретателей имущества) несет вытекающие из залога последствия неисполнения обеспеченного залогом обязательства соразмерно перешедшей к нему части указанного имущества. Если предмет залога неделим или по иным основаниям остается в общей собственности правопреемников, они становятся солидарными созалогодателями.

Комментарий к ст. 335 ГК РФ

1. Сторонами залогового правоотношения являются залогодержатель и залогодатель. В роли первого может выступать любое дееспособное физическое или юридическое лицо.

Что же касается второго, то залогодателем в соответствии с п. 1 комментируемой статьи может быть как сам должник, так и третье лицо. В последнем случае в правоотношении по залогу участвуют три лица: кредитор, должник и залогодатель. Заложенное имущество обеспечивает надлежащее исполнение должником его обязательства перед кредитором. При надлежащем исполнении обремененного залогом обязательства права кредитора в отношении заложенного имущества не осуществляются. Если же должник нарушил свои обязательства перед кредитором, последний вправе удовлетворить свои требования за счет этого имущества. В подавляющем большинстве случаев должник сам является залогодателем, обеспечивая надлежащее исполнение своих обязательств собственным имуществом.

Так как залог предполагает возможность продажи заложенного имущества, то залогодателями по договору могут быть только дееспособные лица. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет и лица, признанные судом недееспособными, не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Следовательно, они не вправе заключать договор о залоге. За них юридические действия совершают их законные представители - родители, усыновители, опекуны с соблюдением условий, установленных соответствующим законодательством.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут заключать договор о залоге лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя (исключение составляют несовершеннолетние, вступившие в брак и ставшие в результате этого дееспособными (см. комментарий к п. 2 ст. 21 ГК), а также несовершеннолетние, объявленные полностью дееспособными в результате эмансипации - см. комментарий к ст. 27 ГК).

Когда залогодателем выступает третье лицо, т.е. лицо, не являющееся стороной в основном обязательстве, подлежат применению правила статей 364 - 367 ГК (см. комментарий к ним).

В указанных статьях говорится о правах поручителя, извещениях при поручительстве и прекращении поручительства. В силу прямого указания закона эти правила применяются постольку, поскольку законом или соглашением между соответствующими лицами не предусмотрено иное.

Тем не менее любое из названных лиц должно отвечать одному непременному условию, суть которого обусловлена видом залога, его предметом. Залогодатель - это всегда лицо, надлежаще управомоченное распоряжаться предметом залога.

2. По общему правилу право передачи вещи в залог принадлежит собственнику вещи. Лицо, имеющее иное вещное право на вещь (например, хозяйственного ведения), может быть залогодателем лишь в случаях, предусмотренных ГК (см. комментарий к п. 2 ст. 335, п. 2 ст. 357 ГК).

В соответствии с п. 2 ст. 335 и п. 2 ст. 295 ГК лицо, которому недвижимая вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения, обязано заручиться согласием собственника на передачу ее в залог. Остальное имущество может быть заложено и без согласия собственника, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В п. 2 ст. 335 ГК РФ ничего не говорится о праве субъектов права оперативного управления (казенных предприятий и учреждений) закладывать принадлежащее им имущество. Нормы комментируемой статьи носят императивный характер, и, следовательно, указанного права казенные предприятия и учреждения не имеют.

Залогодателем обязательственного права может быть лицо, являющееся кредитором в обязательстве, из которого вытекает закладываемое право (правообладатель) (см. комментарий к п. 1 ст. 358.1 ГК РФ). К примеру, при залоге обязательственного права на получение арендной платы залогодатель - арендодатель, поскольку именно он кредитор в арендном обязательстве по внесению арендатором арендной платы. Залогодателем при залоге прав по договору банковского счета является клиент банка при условии открытия ему банком залогового счета (см. комментарий к ст. 358.9 ГК).

Залогодателем при залоге исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий является лицо (автор или иной правообладатель), обладающее исключительным правом (см. комментарий к ст. ст. 358.18, 1229 ГК). Залогодателем корпоративных прав, принадлежащих акционеру либо участнику общества с ограниченной ответственностью, выступают их обладатели - соответственно акционер или участник общества с ограниченной ответственностью (ст. 358.15 ГК).

Залогодателем ценной бумаги является лицо, которому принадлежит ценная бумага (права из ценной бумаги) (см. комментарий к п. 2 ст. 358.16 ГК). Таковым считается лицо, уполномоченное требовать исполнения по ценной бумаге. Так, правообладателем ценной бумаги на предъявителя, а значит, и залогодателем, признается ее владелец (ст. 143 ГК РФ).

В абз. 2 п. 2 ст. 335 ГК РФ впервые сформулировано понятие добросовестного залогодержателя, который не знал и не должен был знать о том, что вещь передана в залог залогодержателю лицом, которое не являлось ее собственником или иным образом не было надлежаще управомочено распоряжаться имуществом. В таком случае настоящий собственник заложенного имущества имеет права и несет обязанности залогодателя, предусмотренные Кодексом, другими законами и договором залога.

Однако тем же абз. 3 п. 2 ст. 335 ГК РФ установлены ограничения защиты прав добросовестного залогодержателя. Эти ограничения заключаются в том, что указанное выше правило не применяется к случаям, когда вещь, переданная в залог, была утеряна до этого собственником или лицом, которому вещь была передана собственником во владение, либо похищена у того или другого, либо выбыла из их владения иным путем помимо их воли.

3. В пункте 3 комментируемой статьи говорится об особенности передачи в залог такого имущества, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица либо уполномоченного органа: для передачи этого имущества в залог необходимо такое же согласие или такое же разрешение. Данное правило не касается случаев, когда залог возникает в силу закона.

4. Согласно правилу п. 4 ст. 335 ГК РФ в случае раздела общего имущества, обремененного залогом, каждый из правопреемников (приобретателей имущества) несет вытекающие из залога последствия неисполнения обеспеченного залогом обязательства соразмерно перешедшей к нему части указанного имущества.

Если же предмет залога неделим или по иным основаниям остается в общей собственности правопреемников, они становятся солидарными созалогодателями (см. комментарий к ст. 335.1).

Источник комментария:
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ"
С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит, 2019

Судебная практика по статье 335 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-12105, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Как следует из судебных актов, предметом иска является признание недействительным (ничтожным) договора залога от 04.12.2013, заключенного между комбинатом и банком на основании статей 166, 168, 209, 335 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что оспариваемый договор залога заключен сторонами в нарушение норм материального права, поскольку, по мнению истца, предмет залога является предметом лизинга по договорам финансовой аренды (лизинга) от 20.11.2012 № 0620058 и № 0620057...
  • Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС16-18583, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статей 65, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь положениями статей 168 и 335 Гражданского кодекса Российской Федерации, установили, что общество передало банку имущество по оспариваемому договору в залог в условиях отсутствиях у него полномочий собственника, которые в действительности принадлежат компании...
  • Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ17-6564, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Полагая решение и предписание антимонопольного органа незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд. Признавая незаконными ненормативные акты антимонопольного органа суды, руководствуясь положениями статей 4, 15 Закона о защите конкуренции статей 335, 336 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 5 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», исходили из недоказанности влияния названных актов и действий администрации на состояние конкуренции на рынке жилищного строительства города Иркутска...