Бюджетный кодекс РФ, N 145-ФЗ | ст. 28 БК РФ
Статья 28 БК РФ. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Судебная практика по статье 28 Бюджетный кодекс РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС15-20073, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости адресности и целевого характера бюджетных средств...
-
Решение Верховного суда: Определение N 303-ЭС17-667, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Руководствуясь статьями 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», суды пришли к правильному выводу об утрате обществом права на использование субсидии...
-
Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС17-10720, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 421, 422, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из положений договора от 01.10.2012, суды признали доказанным факт использования средств субсидии с нарушением условий и целей их предоставления, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с общества требуемой денежной суммы...
Комментарий к ст. 28 БК РФ
Комментируемая статья устанавливает 13 руководящих начал бюджетной системы РФ.
Одним из самых важных из них является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На это указано в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 N А29-7227/2013.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.2009 N Ф04-1611/2009(2703-А70-31) отмечено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Внимание!
Перечисление денежных средств заказчиком возможно только стороне (исполнителю) государственного (муниципального) контракта с соблюдением требований Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.
Таким образом, перечисление денежных средств заказчиком возможно только исполнителю государственного (муниципального) контракта.
Учитывая вышеизложенное, уступка или передача права требования по государственным (муниципальным) контрактам третьим лицам не допускается.
На это указано в письме Минфина России от 29.05.2012 N 02-11-05/1904.
Кроме того, в соответствии с положениями подпункта 15 пункта 5 и пункта 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, получатель средств федерального бюджета вместе с заявкой на кассовый расход представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства государственный контракт (договор) на поставку товаров и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
Исходя из вышеизложенного перечисление денежных средств государственным заказчиком возможно только исполнителю государственного контракта, а не третьему лицу.
Разъяснения об этом содержатся в письме Минфина России от 26.07.2010 N 02-03-11/2688.
Судебная практика.
Как отмечено в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 N 18АП-11219/2013, несмотря на то, что бюджетная система Российской Федерации является единой, бюджеты разных уровней самостоятельны, а доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются (статьи 28 - 31 БК РФ).