Федеральный закон "О связи", N 126-ФЗ | ст. 7

Статья 7. Защита сетей связи и сооружений связи

1. Сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства.

2. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

3. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

Комментарий к ст. 7 Закона о Связи

1. Комментируемая статья в п. 1 содержит общую норму о защите объектов (сетей и сооружений) связи. Полноценная правовая защита возможна в том случае, когда объект существует de jure (юридически). В случае необходимости защиты объекта, правовой статус которого не определен (либо существует de facto), практикующие юристы сталкиваются с проблемой, которая характеризуется отсутствием документации о создании объекта в целом. При нанесении вреда такому объекту юрист в состоянии доказать наличие вреда отдельным легально существующим элементам сети связи. Вред, нанесенный сети в целом, в таком случае будет намного больше, но возможность ее защиты будет ограничена.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит положение об обязанности субъектов (операторов связи и застройщиков) учитывать необходимость защиты объектов связи. В данном пункте не говорится об обязанности оператора либо другого лица по его поручению защищать объект связи.

Таким образом, уже на стадии строительства и реконструкции должны быть заложены технические решения, позволяющие свести к минимуму несанкционированный доступ к средствам связи и сооружениям связи <2>. Для практической деятельности данное положение необходимо представлять и реализовывать еще на стадии инвестирования в проект развития объекта связи.

--------------------------------

<2> Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 272 с. С. 222.

Приказом Мининформсвязи РФ от 9 января 2008 г. N 1 утверждены требования по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации, которые распространяются на сети электросвязи, входящие в состав сети связи общего пользования, за исключением сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Так, например, для защиты узлов связи сетей фиксированной телефонной связи, сетей подвижной радиосвязи, сетей подвижной радиотелефонной связи, сетей подвижной спутниковой радиосвязи, сетей передачи данных, сетей телеграфной связи от доступа со стороны физических лиц, не имеющих на это права, операторы связи должны обеспечить:

- оснащение сооружений связи, в которых размещаются узлы связи, техническими средствами защиты, включая охранную сигнализацию;

- наличие ограждений, исключающих случайный проход физических лиц и въезд транспорта на охраняемую территорию для узлов связи I и II категории защищенности;

- организацию охраны узлов связи для узлов связи I и II категории защищенности;

- организацию контрольно-пропускного режима как на охраняемой территории, так и внутри сооружений связи, в которых размещаются узлы связи для узлов связи I и II категории защищенности;

- оснащение сооружений связи средствами контроля доступа для узлов связи I категории защищенности;

- наличие запирающих устройств для помещений, в которых размещены узлы связи III категории защищенности.

Более подробно о категориях защищенности сетей связи см. приложение к Приказу Мининформсвязи РФ от 9 января 2008 г. N 1.

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит императивную норму об обязанности операторов связи обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи.

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила) в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Данные Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности. Предприятия, учреждения и организации, владельцы ведомственных и иных сетей связи, входящих во взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, на основании Правил, норм и правил технической эксплуатации, действующих на сетях связи общего пользования, разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи на своих сетях.

Правила предусматривают наличие охранных зон линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, устанавливают особенности производства работ в пределах охранных зон линий связи и линий радиофикации, права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в охранных зонах линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации.

Юридическим и физическим лицам запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации, в частности:

- производить снос и реконструкцию зданий и мостов, осуществлять переустройство коллекторов, туннелей метрополитена и железных дорог, где проложены кабели связи, установлены столбы воздушных линий связи и линий радиофикации, размещены технические сооружения радиорелейных станций, кабельные ящики и распределительные коробки, без предварительного выноса заказчиками (застройщиками) линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии и сооружения;

- производить засыпку трасс подземных кабельных линий связи, устраивать на этих трассах временные склады, стоки химически активных веществ и свалки промышленных, бытовых и прочих отходов, ломать замерные, сигнальные, предупредительные знаки и телефонные колодцы;

- открывать двери и люки необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов (наземных и подземных) и радиорелейных станций, кабельных колодцев телефонной канализации, распределительных шкафов и кабельных ящиков, а также подключаться к линиям связи (за исключением лиц, обслуживающих эти линии);

- огораживать трассы линий связи, препятствуя свободному доступу к ним технического персонала;

- самовольно подключаться к абонентской телефонной линии и линии радиофикации в целях пользования услугами связи;

- совершать иные действия, которые могут причинить повреждения сооружениям связи и радиофикации (повреждать опоры и арматуру воздушных линий связи, обрывать провода, набрасывать на них посторонние предметы и другое).

Юридические и физические лица, не выполняющие требования Правил, а также нарушающие работу линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материальный ущерб подлежит возмещению виновным лицом в добровольном порядке, а при наличии разногласий - в судебном порядке. Материальный ущерб взыскивается в соответствии с действующим законодательством независимо от привлечения лица, виновного в нарушении Правил, к административной или уголовной ответственности.

Статьей 13.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил. Если такое нарушение не вызвало прекращение связи, оно влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Если связь в результате таких действий была прекращена, налагается административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Нарушение Правил, если это нарушение вызвало повреждение линий или сооружений связи для нужд органов государственной власти, для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка, влечет более серьезные меры ответственности в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд органов государственной власти, обороны, безопасности и охраны правопорядка, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Необходимо отметить, что, несмотря на законодательно закрепленное требование государственной защиты сетей связи, в настоящее время сформировалась обширная судебная практика, связанная со случаями несанкционированного доступа к сетям связи и сооружениям связи.

Например, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2014 г. по делу N А43-18718/2013 частично удовлетворено требование о взыскании долга по оплате услуг междугородной и международной телефонной связи. Согласно обстоятельствам дела истец (оператор) утверждает, что ответчик (абонент) не оплатил оказанные ему услуги связи. В удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что в спорный период услуги международной телефонной связи были оказаны не ответчику, а неизвестным лицам вследствие их несанкционированного подключения к его сети для ведения международных телефонных переговоров.

В качестве другого примера можно привести Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2014 г. N Ф09-8173/14 по делу N А50-1126/2014, которым было отказано в удовлетворении требования о взыскании задолженности по договору об оказании услуг электрической связи. В результате рассмотрения материалов дела суд установил, что подтверждено несанкционированное подключение к сети пользователя неизвестных лиц для ведения международных телефонных переговоров, не доказано, что предприятие связи при обнаружении значительного роста потребления услуг своевременно потребовало от пользователя подтверждения того, что услуги принимаются самим пользователем.

Данные примеры свидетельствуют о необходимости повышения степени защиты сетей связи.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева, 2016