Федеральный закон "О связи", N 126-ФЗ | ст. 21

Статья 21. Организация государственного регулирования деятельности в области связи

1. Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области связи:

осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи;

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в области связи и информатизации, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

взаимодействует по вопросам и в порядке, установленными федеральными законами, с саморегулируемыми организациями в области связи, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - саморегулируемые организации);

выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области связи;

вправе запрашивать у операторов связи информацию, связанную с оказанием услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в том числе о технологических возможностях оператора связи по оказанию услуг связи, о перспективах развития сетей связи, о тарифах на услуги связи, а также направлять операторам связи, заключившим государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, обязательные для исполнения предписания в связи с указанными контрактами.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

4. Для целей применения Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, является оператор связи, установленная антимонопольным органом доля которого на этом рынке в географических границах Российской Федерации превышает двадцать пять процентов.

Комментарий к ст. 21 Закона о Связи

1. Комментируемой статьей определен круг субъектов государственной власти, которые осуществляют государственное регулирование деятельности в области связи. В их числе:

- Президент РФ;

- Правительство РФ;

- федеральный орган исполнительной власти в области связи;

- иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Как глава государства Президент РФ обладает высшими полномочиями в сфере государственного регулирования отношений в области связи. Особое внимание при этом уделяется государственной безопасности.

Указом Президента РФ от 19 декабря 2015 г. N 643 утверждено Положение о президентской связи, которым определяются назначение и виды президентской связи, а также порядок обеспечения этой связью.

Под президентской связью понимается связь для нужд органов государственной власти, предназначенная для обеспечения исполнения Президентом РФ своих конституционных полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают предоставление ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для бесперебойного функционирования президентской связи и принимают неотложные меры по замене или восстановлению каналов связи в случае их повреждения.

Указанным Положением закреплены следующие виды президентской связи:

- президентская специальная телефонная связь;

- президентская специальная документальная связь.

Президент РФ обеспечивается президентской связью в приоритетном порядке во всех местах его постоянного и временного пребывания, в том числе во время поездок по стране и за рубеж.

Перечень государственных должностей Российской Федерации и должностей федеральной государственной службы, замещаемых лицами, которые обеспечиваются президентской связью, утверждается указом Президента РФ.

Указом Президента РФ от 30 апреля 2015 г. N 215 также утверждено Положение о связи для нужд органов государственной власти, которым определяются предназначение и виды связи для нужд органов государственной власти, а также порядок обеспечения этой связью. Указанным Положением закреплено, что организация, эксплуатация, развитие и совершенствование специальной связи, обеспечение ее надежности, информационной безопасности и оперативности при предоставлении Президенту РФ, Правительству РФ, иным государственным органам, а также в случае необходимости органам местного самоуправления и организациям осуществляются Федеральной службой охраны РФ (ФСО России) во взаимодействии с заинтересованными государственными органами, организациями связи и операторами связи в соответствии с законодательством РФ. Обеспечение специальной связью осуществляется с использованием находящихся в ведении ФСО России сетей связи специального назначения, предназначенных для нужд органов государственной власти, а также ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают предоставление ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для бесперебойного функционирования специальной связи и принимают неотложные меры по замене или восстановлению каналов связи в случае их повреждения.

Указом Президента РФ от 18 июня 2012 г. N 876 "Об Управлении Президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям" в составе Администрации Президента РФ образовано Управление Президента РФ по общественным связям и коммуникациям.

Правительство РФ выполняет главенствующую роль в государственном управлении в области связи на уровне обеспечения исполнения действующего законодательства о связи.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 220 "О реорганизации Правительственной комиссии по транспорту и связи и об образовании Правительственной комиссии по транспорту и Правительственной комиссии по связи" утверждено Положение о Правительственной комиссии по связи. Правительственная комиссия по связи (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества по вопросам разработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере развития связи в Российской Федерации.

Основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти в части разработки и реализации основных направлений государственной политики по вопросам, касающимся развития связи, увеличения темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности услуг в сфере связи, в том числе по вопросам:

- развития отрасли связи во взаимосвязи с иными секторами экономики;

- обеспечения доступности для населения услуг в сфере связи;

- осуществления структурных преобразований в сфере связи;

- повышения эффективности налогового и таможенно-тарифного регулирования в сфере связи;

- снижения необоснованных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере связи;

- обеспечения реализации механизмов системы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в сфере связи при формировании, утверждении и реализации инвестиционных программ указанных субъектов с учетом мнения потребителей услуг субъектов естественных монополий в сфере связи в целях: повышения качества услуг, оказываемых потребителям субъектами естественных монополий в сфере связи; повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе закупочной и инвестиционной деятельности;

- выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части повышения эффективности реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий в сфере связи и процедур открытости их рассмотрения и утверждения, а также иных вопросов, направленных на повышение открытости деятельности указанных субъектов.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, организационно-техническое обеспечение деятельности - Аппаратом Правительства РФ.

Федеральным органом исполнительной власти в области связи является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, полномочия которого определены Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации". Данный вывод следует из абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, определяющего, что Правительством РФ устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выступает в качестве почтовой администрации РФ и выполняет функции администрации связи РФ при осуществлении международной деятельности в области связи.

К иным федеральным органам исполнительной власти государственного регулирования в области связи относятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении вышеуказанных органов, а также подведомственных ему организаций.

Комментируемая статья делает акцент на то, что субъекты, участвующие в государственном регулировании в области связи, осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Законом. Данное положение является не только гарантией соблюдения норм действующего законодательства, но прежде всего гарантией прав и свобод иных участников отношений в сфере связи. В частности, оно корреспондирует со ст. 45 Конституции РФ, закрепляющей, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

2. Пункт 2 комментируемой статьи на законодательном уровне закрепляет полномочия Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 данные полномочия конкретизированы. Однако положения комментируемой статьи будут являться основополагающими как при реорганизации существующего на сегодняшний день федерального органа исполнительной власти в области связи, так и при изменении его полномочий и функций в целом.

Комментируемой статьей закреплены следующие полномочия:

- осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи. Во исполнение данного полномочия Минкомсвязь России вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

- самостоятельное осуществление правового регулирования в области связи и информатизации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Самостоятельное осуществление правового регулирования подразумевает под собой самостоятельное принятие нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 закреплено, что Минкомсвязь России полномочна принимать нормативные правовые акты, устанавливающие: требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации; требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; требования к нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации; требования к использованию радиочастотного спектра; требования к порядку пропуска и маршрутизации трафика; требования к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации; требования к описанию сетей связи и средств связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации; требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи; требования к оказанию услуг связи, в том числе универсальных; порядок присвоения нумерации выделенным сетям связи; порядок образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения и др.;

- взаимодействие по вопросам и в порядке, которые установлены федеральными законами, с саморегулируемыми организациями в области связи, создаваемыми в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемая организация создается в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" при условии ее соответствия всем установленным Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ требованиям. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации, в данном случае это деятельность в области связи;

- выполнение функций администрации связи РФ при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области связи. Администрация связи РФ в пределах своих полномочий представляет и защищает интересы Российской Федерации в области электросвязи и почтовой связи, взаимодействует с администрациями связи иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями связи, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области связи, осуществляемого Российской Федерацией, гражданами РФ и российскими организациями, обеспечивает исполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров РФ в области связи (см. комментарий к ст. 69);

- право запрашивать у операторов связи информацию, а также направлять операторам связи, заключившим государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, обязательные для исполнения предписания в связи с указанными контрактами. В целях защиты прав операторов связи Минкомсвязь России может запрашивать только ту информацию, которая предусмотрена комментируемой статьей, а именно: информацию, связанную с оказанием услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в том числе о технологических возможностях оператора связи по оказанию услуг связи; о перспективах развития сетей связи; о тарифах на услуги связи.

3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что для целей применения Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, является оператор связи, установленная антимонопольным органом доля которого на этом рынке в географических границах Российской Федерации превышает двадцать пять процентов.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении указанными лицами сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении иных сделок, действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева, 2016

Судебная практика по статье 21 Закона о Связи:

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ13-63, Апелляционная коллегия, апелляция
    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи, выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области связи...
  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-1317, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
    Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи; выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области связи...
  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ17-171, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
    Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта «в» пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 1, 3, 4, 21, 22, 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» и нарушают права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг связи...