Статья 30. Информационное взаимодействие
1. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Страховщики и их профессиональное объединение, операторы финансовых платформ, оказывающие услуги, связанные с обеспечением возможности заключения договоров обязательного страхования между страхователем - физическим лицом и страховщиком в соответствии с Федеральным законом "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, режим обработки информации, которую они получают и в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, и порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
2. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.
3. В целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, проверки достоверности представленных при этом сведений, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, операторам финансовых платформ, оказывающим услуги, связанные с обеспечением возможности заключения договоров обязательного страхования между страхователем - физическим лицом и страховщиком в соответствии с Федеральным законом "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.
Состав органов государственной власти и организаций, подключаемых к информационной системе, перечни информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в информационную систему, порядок предоставления пользователям содержащейся в ней информации, а также органы и организации, ответственные за сбор и обработку указанной информации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.
Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия:
организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона;
принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий;
осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.
3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к:
а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, позволяющим указанным в настоящем пункте лицам сравнить размер страховой премии по договору обязательного страхования в случае его заключения у любого из страховщиков;
б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов обязательного страхования, не предназначенных для санкционированного использования;
в) сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
3.2. Потерпевшим и иным участникам дорожно-транспортного происшествия представляются данные о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора (уникальном номере страхового полиса обязательного страхования), а также о страховщике, с которым он заключен.
По запросам в письменной форме граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления профессиональным объединением страховщиков в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса предоставляются сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, не содержащие персональных данных.
4. Порядок взаимодействия автоматизированной информационной системы обязательного страхования и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
5. Обмен информацией при прямом возмещении убытков осуществляется в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, являющейся частью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и содержащей сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).
Сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, иные необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона действия осуществляет определенное профессиональным объединением страховщиков юридическое лицо в соответствии с переданными функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков.
6. Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, - персональные данные каждого из таких водителей.
Потерпевший или выгодоприобретатель для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков по договору обязательного страхования обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего выгодоприобретатель обязан предоставить известные ему персональные данные иных выгодоприобретателей.
7. Состав персональных данных, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктом 6 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования и принятыми в соответствии с ними формами:
а) заявления о заключении договора обязательного страхования;
б) страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в) документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования;
г) извещения о дорожно-транспортном происшествии;
д) документов, представленных потерпевшим страховщику в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
8. Страховщик не вправе требовать предоставления персональных данных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.
Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования не требуется.
Судебная практика по статье 30 Закона об ОСАГО:
-
Решение Верховного суда: Решение N ВАС-4255/11, Высший арбитражный суд, первая инстанция
необходимые для заключения очередного договора ОСАГО, страховщик обязан предоставить страхователю при прекращении предшествующего договора (пункт 10 статьи 15 Закона об ОСАГО), их получение предусмотрено из автоматизированной информационной системы (пункт 3 статьи 30 Закона об ОСАГО). Возможные трудности в получении информации не связаны с усматриваемым заявителями несоответствием оспариваемых пунктов Примечаний названным нормам Закона об ОСАГО. Учитывая зависимость размера страховой премии от множества факторов...
Комментарий к ст. 30 Закона об ОСАГО
1. Комментируемая статья - наибольшая по содержанию в главе VI и регламентирует информацию, информационное обеспечение и порядок пользования информационными ресурсами ПО в целях нормального функционирования объединения.
1.1. Основная мысль данной нормы (п. 1 ст. 30) состоит в том, что определенные лица не только должны, но и "обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их ПО имеющуюся у них информацию (в том числе конфиденциальную), связанную со страховыми случаями по ДОС либо с теми событиями, которые стали основанием для предъявления потерпевшими требований о КВ. Указанную выше информацию обязаны предоставлять граждане.
1.2. Органы внутренних дел системы МВД России также предоставляют (!) информацию страховщикам по их запросам. Это сведения о регистрации ТС, с владельцами которых заключены ДОС.
1.3. Последний абзац п. 1 ст. 30 Закона усиливает ответственность страховщиков и их ПО. Они обязаны соблюдать законодательно установленный режим: защиты и обработки получаемой конфиденциальной информации и порядок ее использования. За нарушение этих обязанностей страховщик и ПОС несут соответствующую ответственность.
2. Очень важным и демократичным тезисом наполнено содержание другой обязанности страховщика - сообщать в органы внутренних дел <*> (ОВД) о всех ДОС как заключенных, так и продленных, а также недействительных либо прекративших свое действие.
--------------------------------
<*> Далее для сокращения - ОВД.
2.1. Причем сам порядок предоставления указанных выше сведений устанавливается ОВД по согласованию с федеральным органом по надзору за страховой деятельностью.
Таким образом, содержание п. 2 ст. 30 Закона пронизано духом неукоснительного и двойного контроля за движением ДОС и предоставлением сведений о них. Этот факт внушает оптимизм и веру в то, что как страховщик, так и ПОС будут соблюдать интересы страхователей и потерпевших надлежащим образом.
3. В пункте 3 ст. 30 законодатель, как говорится, "идет дальше". Не только "в целях организации обмена информации, но и с целью информационного контроля по ДОС создается автоматизированная информационная система управления (АИСУ). В данной базе АИСУ содержатся не только сведения о ДОС, но и о страховых случаях ТС, владельцах ТС, статистические и иные данные по обязательному страхованию. Указанные сведения АИСУ относятся к федеральным информационным ресурсам.
3.1. Странно, но в нормах данного Закона не сказано, кто конкретно (какая организация и какого ведомства) создает, формирует, а затем и эксплуатирует АИСУ. Во втором предложении абз. 2 п. 3 ст. 30 Закона лишь говорится о том, что пользование информацией ограниченного доступа осуществляется органами государственной власти, страховщиками и их ПО, а также иными органами, но согласно законодательству РФ.
3.2. В последнем абзаце комментируемого пункта укажем в наиболее упрощенном виде о праве Правительства РФ утверждать перечни информации, обязательно предоставляемой страховщиками, органами государственной власти (иными лицами) для АИСУ. Правительство РФ правомочно также утверждать и порядок предоставления пользователям содержащейся в сведениях информации, включая органы и организации, ответственные за сбор и обработку таких информационных ресурсов.
3.3. Хотя бы вскользь, но хотелось бы показать правоприменителю один момент, наверное, как нюанс или как особенность в технике формулирования конструкции правовой нормы. Для примера вновь взглянем внимательно на текст (содержание) последнего абзаца п. 3 ст. 30 Закона и увидим трудночитаемый смысл данной нормы права: предложение длинное, тяжело воспринимается по смыслу, а существо абзаца можно уловить минимум со второго чтения. Не вдаваясь в теоретические подробности, скажем, что минус, недочет законодателя заключается именно в конструировании громоздкой и длинной правовой нормы как предложения. Стоит предложение разбить на 2 - 3 составные части, как смысл текста нормы быстро осознается.