Статья 16. Производство оружия и патронов к нему. Самостоятельное снаряжение патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию
Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.
Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.
Боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям, а также для поставок в иностранные государства в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, при наличии разрешения на хранение и ношение данного оружия вправе для личного использования производить самостоятельное снаряжение патронов к указанному оружию. Ремонт и замена комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия, могут производиться владельцем этого оружия самостоятельно.
В организациях, осуществляющих производство оружия и патронов к нему, должности, связанные с производством, учетом, хранением и продажей оружия и патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, не могут замещать лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.
При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.
Комментарий к ст. 16 Закона об Оружии
1. Лицензирование производства оружия и патронов к нему осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 12 названного Закона лицензированию подлежат:
- разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия (пп. 9 п. 1 ст. 12);
- разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом (пп. 10 п. 1 ст. 12).
Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2012 г. N 865 утверждено Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия. Согласно данному Положению лицензирование деятельности по производству гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 925 утверждено Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом. В соответствии с указанным Положением лицензирование деятельности по производству патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
2. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" последние имеют право осуществлять исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт боевого ручного стрелкового оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей, обеспечивая при этом безопасность производства оружия, контроль за его производством, надлежащее качество выпускаемой продукции и ее сохранность. Ремонтируемое оружие должно иметь индивидуальную цифровую и (или) буквенную маркировку.
Кроме того, в соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, юридические лица, имеющие лицензию на производство оружия, обязаны осуществлять контроль за производством оружия и патронов, обеспечивать безопасность связанных с производством работ, надлежащее качество выпускаемой продукции, ее учет и сохранность.
Отметим также, что боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям, а также для поставок в другие государства в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях".
3. В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ комментируемая статья подверглась существенному обновлению.
Суть нововведений сводилась к следующему. Во-первых, снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию может производиться его владельцем для личного использования только при наличии разрешения на хранение и ношение указанного вида оружия. Ремонт и замену комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением его основных частей, теперь позволено производить владельцу этого оружия самостоятельно. Ранее такие действия квалифицировались по ст. 223 Уголовного кодекса РФ.
Напомним, что применительно к ст. 222 - 226 Уголовного кодекса РФ согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.
При этом под основными частями огнестрельного оружия следует понимать ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку, ударно-спусковой и запирающий механизмы.
Следовательно, все иные комплектующие детали огнестрельного оружия, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.), владельцу оружия разрешается ремонтировать и заменять самостоятельно.
Во-вторых, в организациях, осуществляющих производство оружия и патронов к нему, должности, непосредственно связанные с оборотом оружия, не могут замещать лица с неснятой или непогашенной судимостью за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия (в т.ч. дисквалификация). Таким образом, восполнен существовавший с момента принятия комментируемого Закона серьезный правовой пробел, потенциально таивший в себе угрозу нарушения общественной безопасности.
Считаем, что законодатель в данном вопросе проявил излишний либерализм. Следовало, по нашему мнению, дополнительно установить абсолютный запрет на замещение указанных должностей для лиц, совершивших умышленное преступление в сфере незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, вне зависимости от того, была ли снята или погашена судимость.
Не должны быть обойдены вниманием лица, систематически совершающие административные правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, нравственность и здоровье населения, а также лица, грубо нарушившие правила дорожного движения (например, управлявшие транспортным средством в состоянии опьянения), лица, привлеченные к административной ответственности за мелкое хищение. Временный запрет замещать должности в сфере оборота оружия к ним должен применяться в течение года с момента истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
И, наконец, в-третьих, при производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия и пневматического оружия запрещено использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия. Указанное нарушение повлечет за собой уголовную ответственность.