Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 | ст. 28
Статья 28. Тираж
Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем.
Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.
Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ.
Комментарий к ст. 28 Закона о СМИ
1. Комментируемая статья закрепляет свободу определения объема выпускаемой продукции средства массовой информации. Определение тиража согласовывается только между главным редактором и издателем. То есть объем тиража зависит только от согласования цены и соответствия свободных производственных мощностей издателя с желанием главного редактора.
Нельзя не вспомнить о Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", в ст. 1 которого дается определение обязательного экземпляра документов как экземпляров различных видов тиражированных документов, подлежащих безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных названным Законом. Экземпляром назван образец тиражированного документа, идентичный оригиналу.
Из собрания всех видов документов комплектуется национальный библиотечно-информационный фонд документов Российской Федерации.
В состав обязательного экземпляра входят, в частности:
- печатные издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
- издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);
- аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей;
- комбинированные документы - совокупность документов, выполненных на различных носителях (печатных, аудиовизуальных, электронных) и др., прямо названные в ст. 5 ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ.
Производители документов обязаны передавать обязательный экземпляр получателям документов безвозмездно.
Законом урегулированы условия доставки обязательного экземпляра, например в ст. 12 речь идет о доставке обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции ее производителями: в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию, в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, в Российский государственный архив кинофотодокументов и в Российский государственный архив фонодокументов.
В соответствии с п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 292) Роспечать осуществляет комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий.
Кроме того, Роспечать и ее территориальные органы выдают заинтересованным лицам информацию о тиражах печатных средств массовой информации. Запрос может быть направлен по почте, доставлен заявителем или его уполномоченным представителем, курьером непосредственно в Роспечать либо подан в электронном виде через личный кабинет на Едином портале. Срок предоставления информации по запросу заявителя составляет 30 дней с момента поступления запроса. Отказ возможен только в случае невозможности идентифицировать состав требуемых сведений по запросу, а также при отсутствии запрашиваемых сведений в Единой системе мониторинга Роспечати и федерального государственного унитарного предприятия "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)". Третьим основанием для отказа является непредставление соответствующей информации издателем периодического средства массовой информации с нарушением издателем требований Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
Подробнее см. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям государственной услуги "Предоставление информации о тиражах печатных средств массовой информации", утв. Приказом Минкомсвязи России от 11 ноября 2011 г. N 308.
Никакие государственные органы не имеют права произвольно изымать и (или) уничтожать тираж или часть тиража продукции средства массовой информации. Подобные действия могут производиться только по вступившему в законную силу решению суда.
2. КоАП РФ предусматривает конфискацию продукции средства массовой информации за совершение следующих нарушений:
- злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ);
- нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);
- нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);
- нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12).
Кроме того, тираж или часть тиража могут быть изъяты у редакции в целях их реализации и удовлетворения требований кредиторов редакции.
3. Приведенный нами перечень оснований изъятия при наличии судебного решения не является исчерпывающим. Так, Гражданский кодекс в ч. 2 ст. 1302 указывает, что суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.
При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.
При этом суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию тиража аудио- или видеозаписи программы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска. Такое решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.
Законом может быть предусмотрен минимальный размер тиража.
Так, тираж официального издания, в котором подлежат опубликованию официальные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не может быть менее 30000 экземпляров, при этом опубликование официальных сведений осуществляется с периодичностью один раз в неделю (подробнее см. Порядок опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утв. Приказом Минэкономразвития России от 12 июля 2010 г. N 292). Опубликование информации о несостоятельности должников осуществляется в публичных целях (см. решение ВАС РФ от 19 августа 2013 г. N ВАС-7282/13, решение ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. N ВАС-14620/13).
Минэкономразвития России 2 ноября 2012 г. издан Приказ N 709 "О проведении открытого конкурса между редакциями печатных средств массовой информации по определению официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Печатное издание, участвуя по собственной инициативе в конкурсном отборе и внося предложения по поводу цены опубликования, тем самым выражает согласие как с фактически предложенной самим этим изданием ценой услуг, ставшей затем условием договора (соглашения), заключенного с компетентным органом исполнительной власти, так и с обязательностью для такого издания соответствующего договора (соглашения).
Изменение тиража (его уменьшение или увеличение) запрещено также законами о выборах. Часть 17 ст. 66 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" запрещает редакциям периодических печатных изданий, публикующим предвыборные агитационные материалы, отдавать предпочтение какой-либо политической партии, какому-либо зарегистрированному кандидату путем изменения тиража и периодичности выхода указанных печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, кандидатами.
Редакциям периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, запрещено отдавать предпочтение какому-либо зарегистрированному кандидату в Президенты РФ, какой-либо политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата в Президенты РФ, путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов (ч. 17 ст. 53 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").