Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 | ст. 23
Статья 23. Информационные агентства
При применении настоящего Закона в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным наименованием (названием), учреждаемые информационным агентством, регистрируются в порядке, установленном настоящим Законом.
При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.
Комментарий к ст. 23 Закона о СМИ
1. Закрепляя статус информационного агентства, комментируемая норма не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", понимающем под информационным агентством "организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации". Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления. Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации. Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации. Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации. Правовой статус информационного агентства объединяет в себе статус редакции, издателя, распространителя. Статья 53 проекта Индустриального комитета предлагала нормативное закрепление специфики информации, распространяемой информационными агентствами: агентства, осуществляющие сбор, подготовку и распространение информации, согласно положениям проекта, должны располагать собственными корреспондентскими сетями, и не менее 75% информационных сообщений, распространяемых такими агентствами, должны исходить от их собственных корреспондентов и не быть простой переработкой сообщений других источников.
Одним из наиболее авторитетных информационных агентств на сегодняшний день является Федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня". В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, МИА "Россия сегодня" ежегодно получает государственную финансовую поддержку (подробнее см. Приказ Роспечати от 10 февраля 2014 г. N 20 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии Федеральному государственному унитарному предприятию "Международное информационное агентство "Россия сегодня"). Так, субсидии предоставляются на финансовое обеспечение расходов по освещению за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации, обеспечению национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, обеспечению развития информационного общества в Российской Федерации, осуществлению международного сотрудничества в области развития информационного общества, осуществлению международного информационного обмена, сотрудничества с мировыми, национальными и региональными информационными агентствами, другими средствами массовой информации, предприятиями и организациями, содействию развитию свободы массовой информации и условий свободного формирования мнений, информационному обеспечению органов государственной власти Российской Федерации, организации информационного сопровождения внешней и внутренней политики Российской Федерации и т.п.
2. Часть вторая комментируемой статьи распространяет общий порядок регистрации средств массовой информации на бюллетень, вестник, иное издание или программу с постоянным наименованием (названием), учреждаемые информационным агентством.
3. В последней части комментируемой статьи закреплено обязательное указание средством массовой информации при использовании материалов и сообщений информационного агентства на источник информации. Это способствует как соблюдению авторских прав информационного агентства, так и обоснованию своей позиции редакцией СМИ при предъявлении иска, поскольку редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, если они получены от информационных агентств.
В случаях, предусмотренных законом, деятельность информационных агентств требует аккредитации. В частности, обязательность аккредитации предусмотрена п. 17 ст. 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Условия, порядок проведения аккредитации информационных агентств, которые проводят действия по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах, порядок отзыва аккредитации регламентированы Положением об аккредитации информационных агентств, которые проводят действия по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах (утв. Банком России 13 октября 2014 г. N 435-П). Для аккредитации организация, претендующая на ее получение (далее - претендент), должна соответствовать установленным требованиям, в частности являться редакцией средства массовой информации, зарегистрированной в форме информационного агентства.
Приказом Минтруда России от 21 мая 2014 г. N 332н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств".