Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 | ст. 10

Статья 10. Заявление о регистрации

В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;

2) наименование (название) средства массовой информации;

3) язык (языки);

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) примерная тематика и (или) специализация;

8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

9) источники финансирования;

10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;

11) доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания;

12) информация об уплате государственной пошлины.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечни таких документов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Часть третья утратила силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 239-ФЗ.

Комментарий к ст. 10 Закона о СМИ

Комментируемая статья закрепляет основные реквизиты заявления о государственной регистрации средства массовой информации:

1. Относительно учредителя - физического лица: указываются фамилия, имя, отчество; дата рождения; гражданство; адрес фактического места жительства и адрес, по которому лицо зарегистрировано, паспортные данные; юридического лица: организационно-правовая форма, полное и сокращенное наименование, где, когда и каким органом зарегистрировано, банковские реквизиты, фактический и юридический адреса. Если в качестве учредителя выступает российское юридическое лицо с участием иностранного капитала, указывается доля участия. Если в качестве соучредителей выступают несколько физических и юридических лиц, указанные сведения представляются по каждому из них.

2. В заявлении указывается наименование (название) средства массовой информации на языке оригинала и на русском языке. Законодательство практически не содержит ограничений по наименованиям средств массовой информации. Основное требование - неповторяемость имеющихся названий. Кроме того, регистрирующим органом может быть отказано в регистрации, в случае если название СМИ является злоупотреблением свободой массовой информации: содержит в себе уголовно наказуемое деяние, связано с разглашением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, осуществлением экстремистской деятельности, пропагандирует порнографию, культ насилия и жестокости. В проекте Индустриального комитета предлагалось законодательно запретить использование в названии средства массовой информации:

- слов и словосочетаний, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации;

- наименований международных организаций, членом которых является Российская Федерация, органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления без согласия указанных органов и организаций;

- бранных слов и словосочетаний, образованных на их основе (нецензурная брань).

Кроме того, предлагалось указать, что использование в названии средства массовой информации наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, когда эти наименования и образованные на их основе слова и словосочетания используются в соответствии с законами Российской Федерации, актами Президента РФ и Правительства РФ.

3. В заявлении о регистрации средства массовой информации указывается язык, на котором будет выпускаться продукция средства массовой информации. С языком продукции необходимо определиться точно и окончательно. Если в перспективе возможен выпуск СМИ на нескольких языках, необходимо указать в заявлении все. В противном случае изменение языка потребует перерегистрации СМИ (ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона). Однако при этом следует учитывать, что согласно п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках, а также за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, является неотъемлемой частью художественного замысла. Подобное положение закреплено также в ст. 20 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации". Кроме того, в указанной норме закреплено также, что в средствах массовой информации субъектов РФ используются русский язык, государственные языки республик, а также иные языки народов, проживающих на их территориях.

4. Обязательно должен быть указан адрес (местонахождение) физического лица, объединения граждан, юридического лица, государственного органа, которые будут осуществлять производство и выпуск продукции СМИ.

5. Форма периодического распространения - периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание), радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, электронное издание, иная форма периодического распространения массовой информации.

6. Предполагаемая территория распространения - зона охвата продукцией СМИ: вся территория Российской Федерации; за ее пределами; на территориях нескольких субъектов РФ; одного субъекта РФ, территории муниципального образования. Данные сведения необходимы в первую очередь для правильного определения органа, в который следует обращаться за государственной регистрацией.

7. Примерная тематика и (или) специализация СМИ указывается для проверки, не является ли производство данной продукции злоупотреблением свободой массовой информации, необходимости применения специальных норм комментируемого Закона (ст. ст. 36, 37).

8. Минимальная периодичность выпуска СМИ установлена в размере один выпуск в год. Максимальная Законом не ограничена. Закон также не содержит ограничений по объему выпускаемой продукции. Изменение периодичности выпуска или объема СМИ производится в уведомительном порядке и перерегистрации не требует.

9. Финансирование производства и выпуска СМИ может производиться из любых не запрещенных законом источников. Изменение источника финансирования не требует перерегистрации СМИ.

10. В заявлении также указываются сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

11. Пунктом 11 ч. 1 определены дополнительные требования к содержанию заявления при регистрации сетевого издания.

Сетевое издание представляет собой сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с законом. Продукцией данного средства массовой информации является отдельный выпуск либо обновление сетевого издания.

Доменное имя, которое необходимо указать в заявлении, представляет собой текстовый заменитель IP-адреса в сети. Доменное имя определяет место сайта в сети Интернет в рамках его относительно автономных участков. Доменное имя состоит из нескольких частей, разделенных точками. В самом простом случае доменное имя состоит из поддомена третьего уровня (www.), указывающего на то, что это адрес во Всемирной паутине (World Wide Web); домена второго уровня (как правило, связанного с названием организации, ресурса или названием страницы) (kp, aport, yandex) и домена верхнего уровня. Домен верхнего уровня может указывать на национальную принадлежность сайта (.ru, .рф - Россия; .fr - Франция и т.д.) или на его функциональную направленность либо организационную принадлежность: com - коммерческий сайт, gov - правительственный, edu - учебный, org - общественных организаций, net - телекоммуникационных сетей. Как правило, доменное имя может содержать только латинские цифры и буквы или другие символы, однако с 12 мая 2010 г. стали доступны и русскоязычные адреса доменов в национальной доменной зоне РФ (например, президент.рф, правительство.рф).

Заявление о регистрации средства массовой информации представляется по форме, утвержденной приложением N 2 к Приказу Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362. Порядок заполнения заявления см. в приложении N 3 к этому же Приказу.

Вместе с заявлением заявитель обязан предоставить:

- документы, удостоверяющие личность и место регистрации физического лица (для заявителя, являющегося гражданином РФ);

- документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право на постоянное проживание в России (для заявителя, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке (для заявителя - юридического лица).

- список участников или выписку из реестра акционеров (для заявителя - юридического лица) при учреждении телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы;

- копии документов, подтверждающие право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при учреждении сетевого издания, заверенные в установленном порядке;

- по инициативе заявителя в регистрирующий орган могут быть представлены документы, подтверждающие, что физическое лицо не отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда (для заявителя - физического лица), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для заявителя - юридического лица).

В случае подписания заявления лицом, уполномоченным заявителем, к заявлению прилагается доверенность либо ее копия, заверенная в установленном порядке. Подлинник доверенности подлежит возврату заявителю по окончании предоставления государственной услуги.

Роскомнадзору и его территориальным органам запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, за исключением прямо предусмотренных законодательством.

Одинаковый перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации, содержится в распоряжении Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1752-р "Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации" и в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утв. Приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362.

12. К заявлению о регистрации прилагаются квитанция или платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию СМИ. Размер государственной пошлины определен в подп. 11 - 14 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (подробнее см. ст. 14 и комментарий к ней).

Размер госпошлины дифференцирован и составляет от 3500 до 10000 руб. Плательщиком государственной пошлины по общему правилу является заявитель, который и должен быть указан в квитанции или платежном поручении.

Учредителю - физическому лицу следует иметь при подаче заявления паспорт и копию его; иному лицу, действующему по уполномочию учредителя, - доверенность; юридическим лицам - учредительные документы и их копии.

Заявление учредителя - юридического лица подписывается его руководителем и заверяется печатью организации. Как правило, регистрирующие органы требуют заверения подписи учредителя - физического лица у нотариуса.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. № 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
В.А. Тимошенко, А.Б. Смушкин, 2015

Судебная практика по статье 10 Закона о СМИ: