Статья 50 ВозК РФ. Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (действующая редакция)
1. Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. Аэродромы государственной и экспериментальной авиации, вертодромы государственной и экспериментальной авиации могут быть закрыты для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.
3. Аэродромы и аэропорты в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения используются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная практика по статье 50 Воздушный кодекс РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-11188, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.07.2016 принятые по делу судебные акты оставил без изменения. Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды исходили из того что ни нормами главы 21 Налогового кодекса, ни статьей 50 Воздушного кодекса Российской Федерации понятие услуги, относящейся к оказываемым непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, не раскрывается, равно как и перечень таких услуг...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-11189, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 22.06.2016 принятые по делу судебные акты оставил без изменения. Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды исходили из того что ни нормами главы 21 Налогового кодекса, ни статьей 50 Воздушного кодекса Российской Федерации понятие услуги, относящейся к оказываемым непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, не раскрывается, равно как и перечень таких услуг...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-7096, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
При этом Глава 21 Налогового кодекса не содержит ни определения понятия «услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов», ни перечня таких услуг. В статье 50 Воздушного кодекса Российской Федерации услуги по обслуживанию воздушных судов также не поименованы...
Комментарий к ст. 50 ВозК РФ
В настоящее время действует Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 11 октября 1996 г. N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" <66>, которым утверждены:
--------------------------------
<66> Текст Приказа официально опубликован не был.
перечень аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;
порядок применения сборов, тарифов и цен и организация расчетов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;
порядок оформления и производства расчетов для взимания сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;
методические положения по определению сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;
порядок перехода (согласования) авиапредприятиями, аэропортами, авиакомпаниями и другими предприятиями, осуществляющими наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, на новую систему сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации;
1. Аэропортовые сборы, которые включают в себя:
- сбор за взлет-посадку;
- сбор за обеспечение авиационной безопасности;
- сбор за сверхнормативную стоянку;
- сбор за пользование аэровокзалом.
2. Тарифы за наземное обслуживание:
- обслуживание пассажиров;
- обработка грузов;
- обеспечение вылета и встречи воздушного судна;
- обслуживание воздушного судна по транзитной форме.
Порядок рассмотрения и утверждения тарифов (цен) на регулируемые услуги аэропортов, утвержден Приказом Министерства по антимонопольной политике РФ от 27 февраля 2001 г. N 195 "Об утверждении Порядка рассмотрения и утверждения тарифов (цен) на регулируемые услуги аэропортов" <67>.
--------------------------------
<67> Вестник МАП России. 2001. N 2. С. 100.
Регулирование уровня аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации следует осуществлять в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, Федеральной службой по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральной авиационной службой России <68>. Тарифы за наземное обслуживание, не включенные в вышеуказанный список, а также цены за наземное обслуживание устанавливаются авиапредприятиями, аэропортами, авиакомпаниями и другими предприятиями, осуществляющими наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, самостоятельно и утверждаются руководителями данных предприятий в соответствующем прейскуранте тарифов и цен.
--------------------------------
<68> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 (приложение N 1).
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15 мая 2000 г. N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации" <69> в целях совершенствования системы аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации (далее - иностранных эксплуатантов) в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации, в соответствии с Воздушным кодексом РФ, Положением о Федеральной службе воздушного транспорта России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 марта 1999 г. N 1319 <70>, и с учетом положений, установленных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в области сборов вводит в действие:
--------------------------------
<69> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 31.07.2000. N 31.
<70> СЗ РФ. 1999. N 49. Ст. 6003.
1. Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации и порядок их применения.
2. Порядок внесения изменений ставок аэронавигационных и аэропортовых сборов в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации, предусмотренный приложением 15 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) (далее - Сборник аэронавигационной информации (AIP)).
При этом необходимо иметь в виду, что:
1. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов на трассах, осуществляемое организациями гражданской авиации, имеющими полномочия осуществлять деятельность по обслуживанию воздушного движения, устанавливаются едиными для полетов на воздушных трассах Российской Федерации по шкале, дифференцированной по максимальной взлетной массе воздушных судов. Ставки сбора разрабатываются и утверждаются Федеральной службой воздушного транспорт России в установленном порядке (Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний на трассах Российской Федерации, утверждены Приказом Минтранса России от 9 октября 2002 г. N 128).
2. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в районе аэродрома, осуществляемое организациями гражданской авиации, имеющими полномочия осуществлять деятельность по обслуживанию воздушного движения, устанавливаются для каждого аэропорта, открытого для международных полетов, отдельно. Ставки сбора разрабатываются указанными организациями гражданской авиации и утверждаются Федеральной службой воздушного транспорта России.
3. Ставки аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов, осуществляемое организациями гражданской авиации, имеющими соответствующие сертификаты соответствия и лицензии на выполнение работ (услуг), устанавливаются для каждого аэропорта, открытого для международных полетов, отдельно. Ставки аэропортовых сборов разрабатываются организациями гражданской авиации, согласовываются ФСВТ России и утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте.
В целях совершенствования системы аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, реализации единых требований к установлению сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации Приказом Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" <71> утверждены и введены в действие:
--------------------------------
<71> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 02.04.2001. N 14.
1. Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
2. Порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Также установлено, что ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах устанавливаются едиными для полетов воздушных судов на воздушных трассах Российской Федерации; ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиаработ устанавливаются отдельно в каждом районе обслуживания воздушного движения или зоне ответственности, определенных для организации гражданской авиации (далее - организации ГА) в установленном порядке; ставки сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливаются отдельно для каждого аэропорта Российской Федерации; ставки аэропортовых сборов устанавливаются отдельно для каждого аэропорта Российской Федерации; тарифы за наземное обслуживание устанавливаются отдельно для каждой организации ГА, предоставляющей работы (услуги) по наземному обслуживанию в аэропортах Российской Федерации. Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание формируются организациями ГА в соответствии с законодательством Российской Федерации, ставки аэронавигационных сборов, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, утверждаются Минтрансом России, ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте. Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание и цены на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, регистрируются и (или) публикуются для информационного обеспечения эксплуатантов Российской Федерации и других организаций ГА в порядке, установленном Минтрансом России.
Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов граждан или юридических лиц, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Минтрансом России (далее - эксплуатантов Российской Федерации), при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов на внутренних воздушных линиях Российской Федерации, международных воздушных линиях и работ в отраслях экономики.
Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое государственными унитарными предприятиями по ИВП, УВД и ЭРТОС, аэропортами, авиапредприятиями, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями на основании лицензий (временных разрешений) Минтранса России (территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, маршрутов их спрямления, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов. Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и аэропортах Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации. Аэронавигационные сборы указаны в Ставках сборов за аэронавигационное обслуживание полетов российских воздушных судов на трассах Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 175 <72>.
--------------------------------
<72> Российская газета. 01.10.2003. N 195.