Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 274 УПК РФ
Статья 274 УПК РФ. Порядок исследования доказательств (действующая редакция)
1. Очередность исследования доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду.
2. Первой представляет доказательства сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты.
3. Допрос подсудимого проводится в соответствии со статьей 275 настоящего Кодекса. С разрешения председательствующего подсудимый вправе давать показания в любой момент судебного следствия.
4. Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, то очередность представления ими доказательств определяется судом с учетом мнения сторон.
Судебная практика по статье 274 УПК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 80-АПУ14-8СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Согласно ч. 2 ст. 274 УПК РФ в ходе судебного следствия сторона обвинения первой представляет доказательства для исследования, после чего исследуются доказательства представленные стороной защиты...
-
Решение Верховного суда: Определение N 5-О12-117СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Доводы в жалобах о нарушении в ходе судебного разбирательства председательствующим требований уголовно-процессуального закона, в том числе ст. 15, 243, 274, 278, 334, 335 УПК РФ, об ограничении прав стороны защиты при пре доставлении доказательств, об исследовании недопустимых доказательств, также противоречат материалам дела и не основаны на законе...
-
Решение Верховного суда: Определение N 51-АПУ15-38СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Согласно протоколу судебного разбирательства, порядок представления доказательств государственным обвинителем был определен. В силу положений статьи 274 УПК РФ, первой представляет доказательства сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты...
Комментарий к ст. 274 УПК РФ
1. В состязательном процессе порядок и очередность представления доказательств есть всецело дело сторон. УПК не предусматривает вынесения решения суда по данному вопросу, а оставляет его на усмотрение сторон. Вместе с тем в ч. 1 данной статьи говорится о том, что сторона определяет в судебном следствии очередность исследования доказательств, т.е. она обязана заявить, в каком порядке желает исследовать представленные ею доказательства. При этом сторона использует перечень (список) доказательств, изложенный в обвинительном заключении (акте) и постановлении судьи о назначении судебного заседания; указывает на доказательства, истребованные по ее ходатайству судом, а также на свидетелей и специалистов, которые явились в суд по ее инициативе. Ни суд, ни сторона (в том числе государственного обвинения) не вправе требовать от другой стороны, чтобы та исследовала свои доказательства в какой-либо навязываемой ей последовательности.
2. Комментируемая статья не дает ответа на вопрос, кем и когда представляется такое доказательство, как показания подсудимого. В ч. 1 ст. 275 говорится только о том, что при согласии подсудимого дать показания первыми (но не первым!) его допрашивают защитник и участники судебного разбирательства со стороны защиты, затем государственный обвинитель и участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Однако это не равнозначно тому, кто представляет показания подсудимого - сторона обвинения или сторона защиты. Каждая из сторон представляет только те доказательства, которые имеются в ее распоряжении, т.е. доказательства обвинения или доказательства защиты. Представляется, что показания подсудимого независимо от их характера (признательного или оправдывающего) всегда представляет сторона защиты, к коей принадлежит и сам подсудимый. Сторона обвинения при определенных условиях может представить только протоколы допросов обвиняемого на предварительном расследовании. Поэтому, на наш взгляд, допрос подсудимого должен следовать лишь после представления доказательств стороной обвинения, если только сам подсудимый по своей инициативе не выразит желания сделать это в любой другой момент судебного следствия. Это предписание имеет глубокий публично-правовой смысл, ибо вынуждает государственное обвинение искать для суда доказательства помимо признательных показаний обвиняемого.