Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1867 (ред. от 30.06.2021) "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров", "Правилами предварительной установки программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и обеспечения возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза", "Правилами определения поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, используемой без дополнительных настроек (по умолчанию)")
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2020 г. N 1867
О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ
ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН,
СТРАНАМИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ ИЛИ ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ
ТОВАРОВ И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАСТРОЕК (ПО УМОЛЧАНИЮ) ПОИСКОВОЙ
СИСТЕМЫ, СТРАНОЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИЛИ ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА -
ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза;
Правила составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров;
Правила предварительной установки программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и обеспечения возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза;
Правила определения поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, используемой без дополнительных настроек (по умолчанию).
2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основе поступивших до 1 декабря 2020 г. заявлений правообладателей о включении сведений о программах в перечень российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, сформировать рейтинг таких программ и направить до 15 декабря 2020 г. в Правительство Российской Федерации предложения по их включению в указанный перечень.
3. Установить, что требования, предусмотренные Правилами составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, и Правилами предварительной установки программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и обеспечения возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, утвержденными настоящим постановлением:
а) в части предварительной установки программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров распространяются на отдельные виды технически сложных товаров, произведенных после 1 апреля 2021 г.;
б) в части обеспечения возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, распространяются на отдельные виды технически сложных товаров, произведенных после 1 июля 2021 г.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1867
ПЕРЕЧЕНЬ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНО
УСТАНОВЛЕННЫМИ РОССИЙСКИМИ ПРОГРАММАМИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
1. Оборудование беспроводной связи для бытового использования, персональные электронные вычислительные машины, имеющие сенсорный экран, обладающие двумя и более функциями, с предварительно установленными на них программами для электронных вычислительных машин, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование (смартфоны, планшетные компьютеры).
2. Компьютеры стационарные и портативные (за исключением планшетных компьютеров), системные блоки, имеющие операционную систему.
3. Телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1867
ПРАВИЛА
СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ
ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН, СТРАНАМИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИЛИ ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЮЗА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕНЫ
НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
1. Настоящие Правила определяют порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров (далее соответственно - программы, перечень программ).
2. Для каждой записи, формируемой в перечне программ, указывается следующая информация:
а) порядковый номер записи;
б) наименование программы;
в) предыдущие и (или) альтернативные наименования программы (при наличии);
г) сведения о правообладателе программы:
в отношении гражданина Российской Федерации или гражданина другого государства - члена Евразийского экономического союза - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
в отношении юридического лица Российской Федерации или юридического лица другого государства - члена Евразийского экономического союза - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
в отношении Российской Федерации - слова "Российская Федерация";
в отношении субъекта Российской Федерации - полное наименование субъекта Российской Федерации;
в отношении муниципального образования субъекта Российской Федерации - полное наименование муниципального образования субъекта Российской Федерации согласно уставу муниципального образования;
в отношении государства - члена Евразийского экономического союза - наименование государства - члена Евразийского экономического союза;
д) адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программы;
е) класс (классы) программы, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, которому соответствует программа;
ж) технически сложные товары, на которые осуществляется предварительная установка программы.
3. В перечень программ включаются программы из следующих классов:
а) программы, обеспечивающие доступ к информации на сайтах в сети "Интернет" (браузеры);
б) программы, обеспечивающие поиск информации в сети "Интернет";
в) картографические и навигационные системы;
г) программы для доступа к облачным сервисам хранения данных;
д) программы для отправки и получения электронной почты;
е) программы для обмена мгновенными сообщениями;
ж) голосовой помощник;
з) новостные агрегаторы;
и) программы, обеспечивающие доступ к онлайн-трансляциям и контенту, размещаемому пользователями;
к) программы для доступа к социальным сетям;
л) программы, обеспечивающие аудиовизуальные сервисы;
м) программы для использования национальной платежной системы "Мир";
н) программы, обеспечивающие доступ к элементам инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе программы, предназначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления идентификации и (или) аутентификации лиц, в том числе с использованием биометрических персональных данных;
о) офисное программное обеспечение;
п) антивирусные программы или программы, имеющие свойства антивирусных программ файловой и сетевой защиты;
р) программы для доступа к ресурсам, включенным в утвержденный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации перечень социально значимых отечественных интернет-сервисов, в том числе программы для доступа к списку российских программ, быстро набирающих популярность.
4. Программы, сведения о которых включаются в перечень программ, должны соответствовать одному или нескольким классам программ, указанным в пункте 3 настоящих Правил.
5. В перечень программ включаются сведения о программе, которая соответствует следующим требованиям:
а) исключительное право на программу, включая право на ее изменение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права, принадлежит одному либо нескольким лицам или субъектам (правообладателям) - Российской Федерации или другому государству - члену Евразийского экономического союза, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, гражданину Российской Федерации или гражданину другого государства - члена Евразийского экономического союза, юридическому лицу Российской Федерации или юридическому лицу другого государства - члена Евразийского экономического союза. Юридическим лицом в целях принадлежности указанного исключительного права признается юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации или на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, в отношении которого прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами государств - членов Евразийского экономического союза) контроль осуществляется со стороны одного или нескольких лиц (субъектов) - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государства - члена Евразийского экономического союза, гражданина Российской Федерации или гражданина другого государства - члена Евразийского экономического союза, или контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. Под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами государств - членов Евразийского экономического союза) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
б) программа правомерно введена в гражданский оборот на территории государства - члена Евразийского экономического союза, экземпляры программы либо права использования программы должны свободно реализовываться на всей территории государств - членов Евразийского экономического союза;
в) программа должна быть доступна для установки с использованием магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует технически сложный товар (в случае если установка программы осуществляется на технически сложные товары, предусмотренные пунктами 1 и 3 перечня отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1867 "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза");
г) отсутствуют ограничения, установленные иностранными государствами и (или) иностранными лицами, препятствующие распространению или иному использованию программы на отдельных территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
д) отсутствуют решения суда об ограничении распространения программ, вступившие в законную силу;
е) отсутствуют ограничения распространения программы на территории Российской Федерации, установленные федеральными законами;
ж) отсутствуют в течение 3 лет, предшествующих дате подачи заявления о включении программы в перечень программ, вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие факты нарушения правообладателем программы законодательства Российской Федерации о персональных данных;
з) программа обеспечивает безопасное функционирование технически сложного товара в соответствии с требованиями к программам, определенными изготовителем товара;
и) программа совместима с системным программным обеспечением (операционной системой), на базе которого функционирует технически сложный товар в соответствии с требованиями к программам, установленными правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы), в том числе в части безопасности и защиты персональных данных потребителя;
к) программа не обладает возможностями, не заявленными правообладателем программы;
л) сведения о программе не составляют государственную тайну, и программа не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
м) гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются юридическим лицом, соответствующим требованиям подпункта "а" настоящего пункта;
н) пользовательский интерфейс программы реализован на русском языке.
6. Включение программы в перечень программ осуществляется исходя из критерия высокой популярности, которая рассчитывается на основе рейтинга программ, формируемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на ежегодной основе (далее - рейтинг).
Рейтинг формируется на основании количества пользователей программы за предшествующий год отдельно для каждого вида технически сложных товаров, за исключением программ, соответствующих классам, предусмотренным подпунктами "л" - "н" и "р" пункта 3 настоящих Правил.
Для формирования рейтинга количество пользователей программы должно составлять не менее 500 тысяч за предшествующий год.
В перечень программ включается одна программа с максимальным рейтингом по каждому классу, за исключением программ, соответствующих классам, предусмотренным подпунктами "к" и "л" пункта 3 настоящих Правил.
По классу программ, предусмотренному подпунктом "к" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включаются 2 наиболее популярные программы.
По классу программ, предусмотренному подпунктом "л" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включаются не более 10 программ, определяемых президиумом Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента из числа аудиовизуальных сервисов, включенных в реестр аудиовизуальных сервисов в соответствии с частью 2 статьи 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
По классу программ, предусмотренному подпунктом "м" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включается программа, правообладателем которой является оператор национальной системы платежных карт, образованный в соответствии со статьей 30.2 Федерального закона "О национальной платежной системе".
По классу программ, предусмотренному подпунктом "н" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включается программа, обеспечивающая доступ к единому порталу государственных и муниципальных услуг, созданному в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
По классу программ, предусмотренному подпунктом "р" пункта 3 настоящих Правил, в перечень программ включается программа, порядок отбора которой утверждается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании решения президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию).
Установленный настоящим пунктом критерий высокой популярности не распространяется на программы, соответствующие классам, предусмотренным подпунктами "л" - "н" и "р" пункта 3 настоящих Правил.
7. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 июня, формирует рейтинг в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и направляет на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию предложения о включении программ в перечень программ.
Предложения о включении в перечень программ, соответствующих классам, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, за исключением подпунктов "л" - "н" пункта 3 настоящих Правил, направляются на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию.
Предложения о включении в перечень программ, соответствующих классу, предусмотренному подпунктом "л" пункта 3 настоящих Правил, направляются на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента.
Предложения о включении в перечень программ в течение 30 календарных дней подлежат рассмотрению президиумом уполномоченной в соответствии с настоящими Правилами Правительственной комиссии, который вправе внести изменения в предложения о включении программ в перечень программ с учетом влияния таких программ на развитие рынка информационных технологий в Российской Федерации и на содействие продвижению отечественного аудиовизуального контента.
Рассмотренные указанным президиумом предложения о включении программ в перечень программ Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для утверждения.
Перечень программ утверждается Правительством Российской Федерации не позднее 1 августа каждого года и актуализируется по предложениям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подготовленным в соответствии с настоящими Правилами.
8. Для расчета рейтинга Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе запросить документы и материалы о программе, подтверждающие соответствие требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, у правообладателя (правообладателей) программы.
Правообладатель (правообладатели) направляет (направляют) указанные в запросе документы и материалы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения запроса.
9. Для включения в перечень программ сведений о программе, соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, правообладатель программы не позднее 1 апреля вправе направить в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявление о включении сведений о программе в перечень программ (далее - заявление) с приложением сведений и документов (либо их копий), указанных в пунктах 10 и 11 настоящих Правил.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1102.
Заявление представляется в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программы, а в случае представления заявления в отношении программы, исключительное право на которую принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, государству - члену Евразийского экономического союза, - соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией, осуществляющей управление (распоряжение) таким правом, уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим управление (распоряжение) таким правом (далее - заявитель).
10. Заявление должно содержать следующие сведения:
а) сведения, предусмотренные подпунктами "б" - "з" пункта 2 настоящих Правил;
б) адрес электронной почты и номер телефона, по которым осуществляется связь с заявителем;
в) декларация (заверение заявителя) о соответствии программы требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
г) декларация (заверение заявителя) о достоверности сведений, содержащихся в заявлении.
11. К заявлению должны прилагаться следующие документы:
а) экземпляр программы без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав, - в случаях, если соответствующий экземпляр программы не был представлен в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ранее;
б) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) программы (не требуется, если заявление подписано правообладателем, являющимся гражданином Российской Федерации, или гражданином другого государства - члена Евразийского экономического союза, или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц);
в) документация, содержащая описание функциональных характеристик программы и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программы;
г) документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программы, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программы, совершенствование программы, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;
д) сведения о количестве пользователей программы за предшествующий календарный год, подтвержденные заключением аудиторской организации или аудитора по заданию, обеспечивающему разумную уверенность в нефинансовой информации (за исключением классов программ, предусмотренных подпунктами "л" - "н" и "р" пункта 3 настоящих Правил);
е) иные документы, подтверждающие соответствие программы требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
12. Общий срок рассмотрения заявления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления заявителем в Министерство.
13. При выявлении Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации факта наличия в заявлении, и (или) в прилагаемых к нему документах, и (или) в материалах недостоверных и (или) недостаточных сведений Министерство направляет запрос заявителю об истребовании соответствующих пояснений по адресу электронной почты, указанному в заявлении, с указанием срока представления ответа, который составляет не менее 3 рабочих дней.
Исчисление срока, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил, приостанавливается со дня направления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации указанного в абзаце первом настоящего пункта запроса до дня получения уполномоченным органом от заявителя запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Направление запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, не требуется, если Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации установило факт наличия в заявлении, и (или) в прилагаемых к нему документах, и (или) в материалах недостоверных сведений на основании документов, полученных в установленном порядке от государственных органов.
14. Заявитель, представляющий в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 13 настоящих Правил, вправе одновременно с пояснениями дополнительно представить в уполномоченный орган документы, которые не были запрошены, но свидетельствуют об отсутствии в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах недостоверных сведений.
15. По результатам рассмотрения заявления Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о соответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, и формирует рейтинг.
16. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о несоответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил в случае, если:
а) заявление о включении сведений представлено с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;
б) заявителем представлены в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;
в) заявителем не представлены пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 13 настоящих Правил, при условии, что без получения таких пояснений и (или) документов отсутствует возможность подтвердить достоверность представленных заявителем сведений и (или) подлинность представленных заявителем документов;
г) в течение 12 месяцев, предшествовавших дню поступления заявления, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было принято решение об отказе этому же заявителю во включении сведений о программе в перечень программ по основанию, предусмотренному подпунктом "б" настоящего пункта.
17. В целях проведения экспертизы при рассмотрении заявления и прилагаемых документов Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе создавать экспертную комиссию, состав и порядок работы которой утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. К функциям экспертной комиссии относятся:
а) оценка программы на соответствие требованиям и критерию, установленным пунктами 5 и 6 настоящих Правил;
б) подготовка предложений об уточнении классов программ и по формированию рейтинга.
18. Экспертная комиссия рассматривает документы и материалы, формирует экспертное заключение, имеющее рекомендательный характер, и представляет его в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Министерства документов и материалов.
19. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при принятии решения о соответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, вправе учесть полученное от экспертной комиссии экспертное заключение.
20. Заявитель, сведения о программе которого включены в перечень программ, обязан уведомлять Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об изменении сведений, предусмотренных подпунктами "б" - "ж" пункта 2 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих изменений с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
21. Для соблюдения правообладателями программ требований, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 5 настоящих Правил, а также иных требований, устанавливаемых изготовителем технически сложного товара и (или) системного программного обеспечения (операционной системы), изготовитель технически сложного товара и (или) системного программного обеспечения (операционной системы) обязан размещать указанные требования в открытом доступе в сети "Интернет" и (или) иным образом доводить их до сведения правообладателей программ.
Требования, устанавливаемые изготовителем технически сложного товара и (или) правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы) для правообладателей программ, должны быть не менее благоприятными, чем требования для иных правообладателей программ, которые предварительно установлены на технически сложный товар.
22. Исключение сведений о программе из перечня программ осуществляется в следующих случаях:
а) поступление в уполномоченный орган заявления правообладателя (всех правообладателей) программы об исключении программы из перечня программ;
б) выявление факта несоответствия программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
в) выявление факта представления заявителем в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подложных документов, материалов и (или) недостоверных сведений при направлении заявления или уведомления об изменении сведений.
23. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления правообладателя в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 настоящих Правил или со дня выявления факта, предусмотренного подпунктами "б" или "в" пункта 22 настоящих Правил, направляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации об исключении программы из перечня программ.
24. Решения, действия (бездействие) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1867
ПРАВИЛА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПРОГРАММ
ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН, СТРАНАМИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИЛИ ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЮЗА, НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
НАСТРОЕК (ПО УМОЛЧАНИЮ) ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ, СТРАНОЙ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИЛИ ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
1. Настоящие Правила определяют порядок предварительной установки программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и обеспечения возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза (далее - программы).
2. Предварительная установка программ осуществляется изготовителем отдельных технически сложных товаров либо иными лицами, уполномоченными изготовителем технически сложных товаров на осуществление предварительной установки программ, в том числе лицами, осуществляющими поставку и (или) продажу технически сложных товаров на территории Российской Федерации (далее - изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица).
3. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица обязаны:
а) осуществить предварительную установку программ согласно перечню российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3704-р (далее - перечень), по каждому классу программ, предусмотренному Правилами составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1867 "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза" (далее - Правила формирования перечня программ), для соответствующего технически сложного товара;
б) обеспечить сохранение на технически сложном товаре предварительно установленных программ при обновлении, в том числе после возврата технически сложного товара к заводским настройкам, а также при техническом обслуживании устройств;
в) обеспечить не менее благоприятные условия использования потребителем предварительно установленных программ по отношению к иным программам, предварительно установленным изготовителем технически сложного товара, правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы) либо их аффилированными лицами, включая возможность обновления программ, их недискриминационное отображение на экране, а также возможность у пользователя осуществлять настройки программного обеспечения.
4. Для технически сложных товаров, указанных в пункте 1 перечня, должны быть установлены программы, соответствующие классам, предусмотренным подпунктами "а" - "р" пункта 3 Правил формирования перечня програм.
Для технически сложных товаров, указанных в пункте 2 перечня, должны быть установлены программы, соответствующие классам, предусмотренным подпунктами "а", "о" и "п" пункта 3 Правил формирования перечня програм.
Для технически сложных товаров, указанных в пункте 3 перечня, должны быть установлены программы, соответствующие классам, предусмотренным подпунктами "а", "б", "к" и "л" пункта 3 Правил формирования перечня програм.
4(1). Предварительно установленные программы, соответствующие классу, предусмотренному подпунктом "а" пункта 3 Правил формирования перечня программ, должны обеспечивать возможность поиска информации в сети "Интернет" путем использования поисковой системы, утверждаемой актом Правительства Российской Федерации в соответствии с Правилами определения поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, используемой без дополнительных настроек (по умолчанию), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1867 "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза".
5. Предварительная установка программ на технически сложные товары осуществляется следующими способами:
а) в полном объеме на внутренний носитель информации технически сложного товара;
б) путем размещения графического изображения программы на экране технически сложного товара, при выборе которого потребителем осуществляется загрузка программы;
в) путем размещения при первом включении технически сложного товара диалогового окна для загрузки программ из каждого класса программ, предусмотренного для технически сложного товара, при этом должна отсутствовать возможность пропустить такое диалоговое окно.
5(1). Обеспечение возможности использования поисковой системы без дополнительных настроек (по умолчанию) в соответствии с пунктом 4(1) настоящих Правил осуществляется следующими способами:
а) путем первоначальных настроек программы, соответствующей классу, предусмотренному подпунктом "а" пункта 3 Правил формирования перечня программ, в соответствии с которыми для использования по умолчанию выбрана утверждаемая актом Правительства Российской Федерации поисковая система, при этом у пользователя должна быть возможность впоследствии такие настройки изменить;
б) путем размещения при первом включении технически сложного товара диалогового окна для выбора поисковой системы, в котором должна присутствовать поисковая система, утверждаемая актом Правительства Российской Федерации, при этом должна отсутствовать возможность пропустить такое диалоговое окно;
в) путем размещения при первом использовании программы, соответствующей классу, предусмотренному подпунктом "а" пункта 3 Правил формирования перечня программ, диалогового окна для выбора поисковой системы, в котором должна присутствовать поисковая система, утверждаемая Правительством Российской Федерации, при этом должна отсутствовать возможность пропустить такое диалоговое окно.
6. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица вправе выбрать любой из указанных в пункте 5 настоящих Правил способов предварительной установки программ или их комбинацию.
6(1). Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица вправе выбрать любой из указанных в пункте 5(1) настоящих Правил способов обеспечения возможности использования поисковой системы без дополнительных настроек (по умолчанию).
7. Версия предварительно установленной программы должна быть бесплатной для потребителя в момент первого включения устройства и в процессе обслуживания, включая обновления. При этом правообладатель программы вправе предлагать и (или) распространять платные версии или платный расширенный функционал в процессе обслуживания (включая обновления). В случае отказа потребителя от платного обслуживания правообладатель обязан сохранять возможность использования и функциональность установленной программы.
8. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица, правообладатели программ не вправе взимать с потребителей плату за осуществление предварительной установки программ.
Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица не вправе взимать с правообладателей программ плату за осуществление предварительной установки программ.
Правообладатель программ не вправе взимать с изготовителя и (или) с лиц, осуществляющих поставку и (или) продажу технически сложных товаров на территории Российской Федерации, плату за осуществление предварительной установки программ.
9. Обязанность изготовителя технически сложного товара либо уполномоченных им лиц по предварительной установке программ признается исполненной в случаях, когда:
а) изготовитель либо уполномоченные им лица осуществили предварительную установку программ способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, и в соответствии с требованиями о такой предварительной установке, действующими во время производства технически сложного товара;
б) изготовитель либо уполномоченные им лица осуществили предварительную установку программ способами, предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящих Правил, и в соответствии с требованиями о такой предварительной установке, действующими во время первичной реализации потребителю технически сложного товара на территории Российской Федерации.
10. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица освобождаются от предварительной установки программ в случае, если технические требования программы, подлежащей предварительной установке, не соответствуют техническим характеристикам технически сложного товара или не являются совместимыми с системным программным обеспечением (операционной системой), на базе которого функционирует технически сложный товар.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1867
ПРАВИЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ, СТРАНОЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИЛИ ДРУГИЕ
ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЮЗА, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАСТРОЕК
(ПО УМОЛЧАНИЮ)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, используемой на технически сложных товарах без дополнительных настроек (по умолчанию) в предварительно установленных программах, соответствующих классу программ, предусмотренному подпунктом "а" пункта 3 Правил составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1867 "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза" (далее - поисковая система).
2. Правительством Российской Федерации принимается акт об утверждении поисковой системы, используемой на технически сложных товарах без дополнительных настроек (по умолчанию) в предварительно установленной программе, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3 Правил составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1867 "О предварительной установке программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, на отдельные виды технически сложных товаров и об обеспечении возможности использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза", в котором указываются следующие сведения:
а) наименование поисковой системы;
б) предыдущие и (или) альтернативные наименования поисковой системы (при наличии);
в) сведения об операторе поисковой системы, определяемом в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":
в отношении гражданина Российской Федерации или гражданина другого государства - члена Евразийского экономического союза - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
в отношении юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
г) адрес страницы сайта оператора поисковой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
3. Поисковая система должна соответствовать следующим требованиям:
а) оператором поисковой системы является юридическое лицо Российской Федерации или другого государства - члена Евразийского экономического союза или гражданин государства - члена Евразийского экономического союза. Юридическим лицом признается юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации или другого государства - члена Евразийского экономического союза, в отношении которого прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами государств - членов Евразийского экономического союза) контроль осуществляется со стороны одного или нескольких лиц (субъектов) - Российской Федерации или другого государства - члена Евразийского экономического союза, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, гражданина Российской Федерации или гражданина другого государства - члена Евразийского экономического союза, или контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. Под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами государств - членов Евразийского экономического союза) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
б) поисковая система свободно используется на всей территории государств - членов Евразийского экономического союза;
в) отсутствуют ограничения, установленные иностранными государствами и (или) иностранными лицами, препятствующие использованию поисковой системы на отдельных территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
г) отсутствуют решения суда об ограничении использования поисковой системы, вступившие в законную силу;
д) отсутствуют ограничения использования поисковой системы на территории Российской Федерации, установленные федеральными законами;
е) пользовательский интерфейс поисковой системы реализован на русском языке.
4. Определение поисковой системы осуществляется исходя из критерия высокой популярности, которая рассчитывается на основе рейтинга поисковых систем, формируемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на ежегодной основе (далее - рейтинг).
Рейтинг формируется на основании количества пользователей поисковых систем за предшествующий год.
Для формирования рейтинга количество пользователей поисковой системы должно составлять не менее 1 млн. пользователей за предшествующий год.
Актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил, утверждается одна поисковая система с максимальным рейтингом.
5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 июня, формирует рейтинг и направляет на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Правительственной комиссии) предложение об определении поисковой системы.
Предложение об определении поисковой системы в течение 30 календарных дней подлежит рассмотрению президиумом Правительственной комиссии.
Рассмотренное президиумом Правительственной комиссии предложение об определении поисковой системы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направляется в Правительство Российской Федерации для принятия акта Правительства Российской Федерации об утверждении указанного предложения.
Акт об утверждении поисковой системы принимается Правительством Российской Федерации и актуализируется по указанным предложениям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 августа.
6. Для расчета рейтинга Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе запросить документы и материалы о поисковой системе, подтверждающие их соответствие требованиям и критерию, предусмотренным соответственно пунктами 3 и 4 настоящих Правил, у оператора поисковой системы.
Оператор поисковой системы направляет указанные в запросе документы и материалы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения запроса.
7. Для определения поисковой системы оператор поисковой системы, соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, не позднее 1 апреля вправе направить в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявление об утверждении поисковой системы, используемой без дополнительных настроек (по умолчанию) (далее - заявление), с приложением сведений и документов (либо их копий), указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил.
Заявление и прилагаемые к нему документы направляются заявителем в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в форме электронных документов посредством заполнения соответствующих форм, размещенных на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сети "Интернет", либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и подписывается заявителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
8. Заявление содержит следующие сведения:
а) сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил;
б) адрес электронной почты и номер телефона, по которым осуществляется связь с заявителем;
в) декларация (заверение заявителя) о соответствии поисковой системы требованиям, установленным пунктом 3 настоящих Правил;
г) декларация (заверение заявителя) о достоверности сведений, содержащихся в заявлении.
9. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени оператора поисковой системы (не требуется, если заявление подписано оператором поисковой системы, являющимся гражданином Российской Федерации, гражданином государства - члена Евразийского экономического союза или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, зарегистрированным в порядке, установленном законодательством государства - члена Евразийского экономического союза);
б) сведения о количестве пользователей поисковой системы за предшествующий календарный год, подтвержденные заключением аудиторской организации или аудитора по заданию, обеспечивающему разумную уверенность в нефинансовой информации;
в) иные документы, подтверждающие соответствие поисковой системы требованиям, установленным пунктом 3 настоящих Правил.
10. Общий срок рассмотрения Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявления не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления заявителем в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
11. При выявлении Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации факта наличия в заявлении, и (или) в прилагаемых к нему документах, и (или) материалах недостоверных и (или) недостаточных сведений Министерство направляет запрос заявителю об истребовании соответствующих пояснений по адресу электронной почты, указанному в заявлении, с указанием срока представления ответа, который составляет не менее 3 рабочих дней.
Исчисление срока, предусмотренного пунктом 10 настоящих Правил, приостанавливается со дня направления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации запроса, указанного в абзаце первом настоящего пункта, до дня получения Министерством от заявителя запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Направление запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, не требуется, если Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации установило факт наличия в заявлении, и (или) прилагаемых к нему документах, и (или) материалах недостоверных сведений на основании документов, полученных в установленном порядке в государственных органах.
12. Заявитель, представляющий в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 11 настоящих Правил, вправе одновременно с пояснениями дополнительно представить в Министерство документы, которые не были запрошены, но свидетельствуют об отсутствии в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах недостоверных сведений.
13. По результатам рассмотрения заявления Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о соответствии поисковой системы требованиям и критерию, предусмотренным соответственно пунктами 3 и 4 настоящих Правил, и формирует рейтинг.
14. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о несоответствии поисковой системы требованиям и критерию, предусмотренным соответственно пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в случае, если:
а) заявление представлено с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;
б) заявителем представлены в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;
в) заявителем не представлены пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 11 настоящих Правил, при условии, что без получения таких пояснений и (или) документов отсутствует возможность подтвердить достоверность представленных заявителем сведений и (или) подлинность представленных заявителем документов;
г) в течение 12 месяцев, предшествовавших дню поступления заявления, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было принято решение об отказе этому же заявителю в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом "б" настоящего пункта.
15. В целях проведения экспертизы при рассмотрении заявления и прилагаемых документов Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе создавать экспертную комиссию, состав и порядок работы которой утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. К функциям экспертной комиссии относятся:
а) оценка поисковой системы на соответствие требованиям и критерию, установленным соответственно пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) подготовка предложений по формированию рейтинга.
16. Экспертная комиссия рассматривает документы и материалы, формирует экспертное заключение, имеющее рекомендательный характер, и представляет его в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации документов и материалов.
17. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при принятии решения о соответствии поисковой системы требованиям и критерию, предусмотренным соответственно пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе учесть полученное от экспертной комиссии экспертное заключение.
18. Заявитель, поисковая система которого утверждена актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил, обязан уведомлять Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об изменении сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих изменений с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
19. Правительство Российской Федерации принимает решение об исключении сведений о поисковой системе из акта об утверждении поисковой системы, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) поступление в уполномоченный орган заявления оператора поисковой системы об исключении поисковой системы из акта Правительства Российской Федерации об утверждении поисковой системы;
б) выявление факта несоответствия поисковой системы требованиям, установленным пунктом 3 настоящих Правил;
в) выявление Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации факта представления заявителем подложных документов, материалов и (или) недостоверных сведений при направлении заявления или уведомления об изменении сведений.
20. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления оператора поисковой системы в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 настоящих Правил или со дня выявления факта, предусмотренного подпунктами "б" или "в" пункта 19 настоящих Правил, направляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации об исключении сведений о поисковой системе из акта Правительства Российской Федерации об утверждении поисковой системы, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил.
21. Решения, действия (бездействие) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.