Статья 406 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)
1. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ.
2. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
3. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ.
5. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:
1) кадастровой стоимости объекта налогообложения;
2) вида объекта налогообложения;
3) места нахождения объекта налогообложения;
4) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
6. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Судебная практика по статье 406 НК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 3-АПГ17-1, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Из пунктов 1 и 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы...
-
Решение Верховного суда: Определение N 3-АПГ17-4, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы...
-
Решение Верховного суда: Определение N 3-АПГ17-3, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
более чем в 3 раза. И лишь в случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи (пункт 6 статьи 406 НКРФ). На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 3782 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества...
Комментарий к ст. 406 НК РФ
Пунктом 1 статьи 53 НК РФ регламентировано, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.
Итак, согласно пункту 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 комментируемой статьи.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 01.10.2018 N 03-04-05/70299 указывается, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (представительные органы муниципальных образований) обладают достаточными полномочиями по регулированию налоговой нагрузки путем установления дифференцированных налоговых ставок по налогам на имущество.
В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил размеры, которые не должны превышать налоговые ставки применительно к конкретным объектам налогообложения.
В подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ устанавливается налоговая ставка в размере, не превышающем 0,1 процента. При этом абзац 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года. Аналогично и положения абзаца 5 комментируемого подпункта.
Официальная позиция.
Письмо Минфина России от 16.10.2018 N 03-05-06-01/74145 посвящено анализу вопроса об установлении ставок по налогу на имущество физлиц.
Финансовое ведомство указало, что указанные налоговые ставки могут быть дифференцированы по определенным пунктом 5 статьи 406 НК РФ критериям. Статьей 406 НК РФ четко определены пределы полномочий представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по установлению налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.
По мнению Департамента Минфина России, положения подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 406 Налогового кодекса не порождают правовую неопределенность в части установления налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц. Одновременно сообщается, что положения статьи 406 НК РФ (пункт 3) рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации. В Определении от 19 ноября 2015 г. N 2553-О Конституционным Судом Российской Федерации установлено соответствие статьи 406 НК РФ основным началам законодательства о налогах и сборах. При этом нарушение конституционных прав налогоплательщиков не выявлено.
В письме Минфина России от 22.02.2018 N 03-05-06-01/11363 рассмотрен иной важный вопрос - о налоге на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений и сооружений.
Разъясняется, что хозяйственные строения и сооружения, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности (в том числе в случае невозможности их отнесения к объектам недвижимости), не подлежат налогообложению. Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений и сооружений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации.
В отношении таких хозяйственных строений и сооружений главой 32 НК РФ предусмотрены налоговые преимущества: налоговые льготы (статья 407 НК РФ) и пониженные налоговые ставки (статья 406 НК РФ).
Между тем НК РФ не определяются понятия "хозяйственное строение" и "хозяйственное сооружение". В связи с этим с учетом положений статьи 11 НК РФ при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.
В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривается возведение жилого дома.
Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).
Кроме того, при определении хозяйственных строений и сооружений в целях применения главы 32 НК РФ полагаем необходимым также учитывать, что постановка на государственный кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (например, баня, сарай, летняя кухня), так и без указания таких наименований (например, хозяйственное строение).
Несмотря на различное оформление документов на такие объекты, они, по существу, являются хозяйственными строениями и сооружениями.
(По материалам письма ФНС России от 17.05.2017 N БС-4-21/9186@ "Об исчислении налога на имущество физических лиц в отношении хозяйственных строений или сооружений").
В подпункте 2 пункта 2 комментируемой статьи устанавливается размер ставки, не превышающий 2%.
В подпункте 3 пункта 2 комментируемой статьи - 0,5% в отношении прочих объектов.
Пункт 3 статьи 406 НК РФ предоставил муниципальным органам важное правило: уменьшить до нуля или увеличить, но не более, чем в три раза налоговую ставку, установленную подпунктом 1 пункта 2 комментируемой статьи.
Пункт 4 комментируемой статьи посвящен установлению налоговых ставок в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости. В такой ситуации налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику.
Также в указанной норме законодатель установил пределы налоговых ставок, которые приведены им в таблице.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 08.11.2018 N 03-05-06-01/80141 уточняется, что налоговые ставки устанавливались представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных НК РФ: в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора составляет от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, в пределах от 0,1% до 0,3% включительно, а в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора превышает 500 тыс. рублей, - в пределах от 0,3% до 2% включительно.
В целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.
Важно!
Из анализа положений статьи 406 НК РФ следует вывод, что конкретные размеры налоговых ставок, включая их дифференциацию, устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Учитывая изложенное, по вопросам, касающимся снижения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, следует обращаться в органы местного самоуправления.
В пункте 5 комментируемой статьи законодатель ввел четыре критерия, в зависимости от которых допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.
Таким образом, ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются и дифференцируются в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, т.е. без учета предусмотренного статьей 403 НК РФ налогового вычета.
Пункт 6 статьи 406 НК РФ направлен на урегулирование ситуации, когда нормативно-правовыми актами муниципальных образования не установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.