Статья 363 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу (действующая редакция)
1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017).
3. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
4. В целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих этим организациям транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее в настоящей статье - сообщение об исчисленной сумме налога) в следующие сроки:
1) в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
2) не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;
3) не позднее трех месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
5. Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.
Сообщение об исчисленной сумме налога передается налоговым органом налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом. В случае направления сообщения об исчисленной сумме налога по почте заказным письмом такое сообщение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик-организация вправе получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога. Сообщение об исчисленной сумме налога передается (направляется) руководителю организации (ее представителю) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога.
Форма заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
7. Представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение).
О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
Судебная практика по статье 363 НК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17-5696, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356, 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения...
-
Решение Верховного суда: Определение N 86-Г08-33, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу установлены только в отношении налогоплательщиков, являющихся организациями (статьи 360, 362, 363 Налогового кодекса РФ). Возможности установления отчетных периодов и авансовых платежей для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, о которых идет речь в оспариваемой норме Закона Владимирской области...
-
Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ17-14320, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
...
Комментарий к ст. 363 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает порядок и сроки уплаты транспортного налога, а также авансовых платежей по нему.
Абзац 1 пункта 1 статьи 363 НК РФ устанавливает место уплаты транспортного налога и авансовых платежей, определяемое как место нахождения транспортного средства.
Обращаем внимание, что в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 83 НК РФ местом нахождения имущества признается:
- для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;
- для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства;
- для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 данного пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Важно!
Сведения о регистрации транспортных средств по месту нахождения организаций, их обособленных подразделений направляются в соответствующие налоговые органы, которые на основании указанных сведений осуществляют постановку на учет организаций и направляют им уведомления о постановке на учет. Организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, осуществляют уплату транспортного налога в бюджет бюджетной системы Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.
Согласно абзацу 2 пункта 1 комментируемой статьи порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему налогоплательщиками-организациями подлежат установлению законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ.
Сумма транспортного налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно абзацу 1 пункта 2 комментируемой статьи в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму транспортного налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ.
Важно!
Положения абзаца 2 пункта 2 статьи 363 НК РФ освобождают налогоплательщиков-организации от уплаты исчисленных авансовых платежей по транспортному налогу в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре. Однако данная норма применяется до 31 декабря 2018 года.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ физические лица - налогоплательщики транспортного налога производят его уплату на основании уведомления, направляемого налоговым органом.
С 1 апреля 2017 года будет действовать форма уведомления, утвержденная Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ "Об утверждении формы налогового уведомления".
При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 26.09.2016 N БС-4-11/17993@ разъясняется, что согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вместе с тем в сложившейся судебной практике при рассмотрении дел о неуплате налогоплательщиками имущественных налогов на основании направленных им налоговых уведомлений судебные органы для подтверждения позиции налогового органа запрашивают доказательства не только направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления, но и доказательства получения налогоплательщиком данного налогового уведомления.
В случае направления налоговых уведомлений простыми письмами или доставки данных писем силами органов местного самоуправления до почтового ящика представление в судебный орган таких доказательств не представляется возможным.
Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков предполагает направление налогоплательщику различных видов документов, которые должны быть гарантированно доставлены. НК РФ в отношении всех документов, связанных с налоговым контролем, предполагает вручение либо лично, либо направление по почте заказным письмом.
Такой способ доставки в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" гарантирует вручение корреспонденции налогоплательщику, в связи с чем направленные по почте заказным письмом налоговые уведомления считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона оператор почтовой связи обязан обеспечить сохранность почтовых отправлений, в том числе целостность упаковки, что гарантирует соблюдение требований статьи 102 НК РФ о неразглашении сведений, составляющих налоговую тайну. Доставка налоговой корреспонденции до почтового ящика, то есть направление простыми письмами, таких гарантий не предоставляет. В настоящее время ФНС России применяет схему централизованной печати налоговых уведомлений.
Семь центров печати Федерального казенного учреждения "Налог-Сервис" ФНС России осуществляют автоматизированную печать и конвертование налоговых уведомлений, платежных и иных документов, прилагаемых к налоговому уведомлению и входящих в состав налогового отправления.
В рамках заключенного между Федеральным казенным учреждением "Налог-Сервис" ФНС России и Почтой России государственного контракта логистическим подразделением Почты России осуществляется доставка налоговых уведомлений из центров печати до сортировочных центров Почты России с дальнейшей рассылкой по отделениям почтовой связи.
Данная схема в условиях сокращения объемов бюджетных ассигнований на услуги почтовой связи позволяет обеспечить максимальный объем печати и рассылки налоговых уведомлений.
На основании последнего абзаца пункта 3 комментируемой статьи возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) транспортного налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.