Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 324.1 НК РФ

Статья 324.1 НК РФ. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (действующая редакция)

1. Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

2. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

3. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.

4. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

5. Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

6. В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

7. Инвентаризация резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляется до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, оказывается меньше суммы резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода.

При определении суммы фактически начисленного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не учитываются расходы, списанные за счет резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде.

Комментарий к ст. 324.1 НК РФ

Как разъяснено в письме Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/116, в случае создания налогоплательщиком резерва предстоящих расходов на оплату отпусков суммы фактически осуществленных затрат по начислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на суммы отпускных необходимо списывать за счет указанного резерва.

В письме от 24.09.2010 N 03-03-06/1/617 Минфин России указал, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников на основании ч. 1 статьи 120 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.

Если учитывать, что ТК РФ не ограничивает максимальный предел продолжительности ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников, то, по нашему мнению, на основании положений статьи 324.1 НК РФ предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда может быть рассчитана исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска независимо от того, создается данный резерв впервые или рассчитывается на очередной год.

В случае если налогоплательщиком сформирован резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, расходы на оплату отпусков (включая предоставленные в счет неиспользованных отпусков прошлых лет) учитываются за счет средств сформированного резерва.

При этом согласно пункту 5 статьи 324.1 НК РФ если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Как разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14295/04, из пункта 5 статьи 324.1 НК РФ следует, что сумма остатка резерва предстоящих расходов на оплату отпусков включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в том случае, если налогоплательщик посчитает нецелесообразным в следующем налоговом периоде формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Включение во внереализационный доход неиспользованного резерва неправомерно.

Внимание!

Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ с 01.01.2010 была признана утратившей силу гл. 24 НК РФ, регулирующая единый социальный налог, и в статью 324.1 НК РФ внесены соответствующие изменения, согласно которым порядок расчета размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников откорректирован в связи с заменой ЕСН страховыми взносами во внебюджетные фонды.

Как отмечено в письме Минфина России от 24.01.2012 N 03-03-06/1/31, организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения работникам по итогам работы за предыдущий год при условии, что в предыдущем году указанный резерв не формировался и выплата предусмотрена в текущем году.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

Судебная практика по статье 324.1 НК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ15-14942, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    руководствуясь положениями статей 255, 272, 273, пункта 1 статьи 285, абзацев 5, 6 статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации, признали, что доказательства формирования резерва на оплату отпускных на предстоящий налоговый период в установленном статьей 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации порядке обществом не представлены. Указанные выводы в жалобе не опровергнуты. Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права...
  • Решение Верховного суда: Определение N 34-АПГ12-3, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
    признании недействующими пункта 1.3 (в части, приведенной выше) и пункта 4 постановления Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года № 354-ПП. В обоснование требования заявитель указал, что пункт 1.3 постановления противоречит пунктам 1, 2, 6 статьи 324.1, статьям 247, 252 Налогового кодекса РФ, пункту 2 статьи 84 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», препятствует деятельности хозяйствующего субъекта ограничивает ряд действий общества, что приводит к убыткам. Пункт 4 постановления...