Статья 30 НК РФ. Налоговые органы в Российской Федерации (действующая редакция)
1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судебная практика по статье 30 НК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 47-Г10-1, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Наделение Счетной палаты полномочиями проведения проверок указанных субъектов, имеющих налоговые льготы противоречит пункту 1 статьи 30, пункту 1 статьи 31, пункту 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением Оренбургского областного суда от 20 ноября 2009 года заявление первого заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворено...
-
Решение Верховного суда: Определение N 20-Г09-18, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Кроме того, пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей...
-
Решение Верховного суда: Решение N ВАС-3797/13, Высший арбитражный суд, первая инстанция
По мнению заявителя, форма требования, утвержденная оспариваемым приказом, в части отсутствия такого реквизита как подпись руководителя (должностного лица) налогового органа не соответствует положениям статей 30, 33, 69 Кодекса. Однако такой вывод не вытекает из положений названных статей...
Комментарий к ст. 30 НК РФ
Комментируемая статья определяет правовое положение и функции налоговых органов в области налогов и сборов.
Указом Президента РФ от 21.11.1991 N 229 была образована Государственная налоговая служба РСФСР. Указом Президента РФ от 31.12.1991 N 340 были утверждены Положение о Государственной налоговой службе РФ, Положение о классных чинах, установлены гарантии правовой и социальной защиты ее работников, права, обязанности и ответственность Государственной налоговой службы РФ.
В декабре 1998 года ГНС РФ Указом Президента РФ от 23.12.1998 N 1635 преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
А в марте 2004 года МНС России получила современное название и стала Федеральной налоговой службой (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти").
На сегодняшний день основным документом, регламентирующим права и обязанности налоговых органов, является НК РФ.
Также действует специальный Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
На это указано в письме ФНС России от 03.08.2012 N СА-3-7/2759.
Как пояснено в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, в единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 30 НК РФ, необходимо исходить из того, что изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. Поэтому по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям и заявлениям (например, по декларации, в которой заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.) налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а действия, связанные с исполнением решения, осуществляет налоговый орган по новому месту учета.
В Постановлении от 21.06.2010 N КА-А41/6208-10 ФАС Московского округа пришел к выводу о том, что, поскольку налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, невыполнение одним органом возложенных на него обязанностей не может являться основанием для освобождения от выполнения соответствующей обязанности другим налоговым органом.
Например, налоговый орган по месту нахождения головного предприятия обязан сообщить о переплате суммы налога, перекрывающей недоимку по налогу филиала, налоговому органу по месту нахождения филиала.
При этом в НК РФ понятия "управление ФНС России по субъекту Российской Федерации" и "инспекция ФНС России" не используются.
Деятельность ФНС основана на Положении о Федеральной налоговой службе (ФНС), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Приказом Минфина России от 17.07.2014 N 61н утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) и поставщиками, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) и поставщиками, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня Управление осуществляет полномочия таких инспекций в установленной сфере деятельности.