Статья 105.6 НК РФ. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (действующая редакция)
1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:
1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
2) таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемую или представляемую по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
4) данные информационно-ценовых агентств;
5) информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.
2. При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:
1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
2) сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.
Сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) отчетности иностранных организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки;
3) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;
4) иную информацию, используемую в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.
3. В целях сопоставления для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не допускается использование информации, составляющей налоговую тайну, а также иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленное настоящим пунктом ограничение не распространяется на сведения о налогоплательщике, в отношении которого проводится проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
4. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, используются исключительно общедоступные источники информации, а также сведения о налогоплательщике.
5. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 настоящего Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.
6. В случае, если при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, располагает информацией о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком, в отношении которого производится такая проверка, другими сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, то при сопоставлении таких сделок с анализируемой сделкой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен.
Судебная практика по статье 105.6 НК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-16651, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Кроме того, применяя положения раздела V.1 Налогового кодекса, инспекция, по мнению общества, допустила нарушение требований статей 105.5 и 105.6 настоящего Кодекса. Удовлетворяя требование налогоплательщика и признавая недействительным в полном объеме оспариваемое решение инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств...
-
Решение Верховного суда: Определение N 306-КГ17-8812, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
налоговым органом метода сопоставления рыночных цен был исследован судами и мотивированно отклонен. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что налоговый орган в ходе проверки не произвел полный сбор информации в соответствии со статьей 105.6 Налогового кодекса, не запросил информацию о ценах по аренде помещений у организаций, расположенных рядом с заявителем, также являлись предметом рассмотрения судов, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-4920, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
...
Комментарий к ст. 105.6 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует источники информации для определения сопоставимости сделок.
При проведении налогового контроля налоговые органы используют информацию, перечень которой установлен пунктами 1 и 2 статьи 105.6 НК РФ.
Как разъяснено в письме Минфина России от 30.07.2012 N 03-01-18/5-101, для определения рыночной цены налогоплательщик вправе использовать любые общедоступные источники информации.
При этом в письме от 22.10.2012 N 03-01-18/8-146 финансовое ведомство разъяснило, что при использовании информации, предоставляемой информационно-ценовыми агентствами, необходимо учитывать, что использование общедоступной информации о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг) допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.
В письме Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20105 указано, что для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 НК РФ, производится сопоставление таких сделок со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (далее - сопоставляемые сделки).
Сопоставление сделок производит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках реализации своих полномочий в сфере налогового контроля в связи совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При этом используется информация, указанная в статье 105.6 НК РФ, в том числе сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж.
Использование сведений о ценах и котировках российских и иностранных бирж при сопоставлении сделок обусловлено презумпцией соответствия цен в сделках, которые были заключены по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, рыночному уровню цен (пункт 9 статьи 105.3 НК РФ).
При этом сопоставляются коммерческие и (или) финансовые условия указанных сделок.
Анализируемая и сопоставляемая сделки признаются сопоставимыми, если:
- совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях;
- различия между коммерческими и (или) финансовыми условиями указанных сделок не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.
Перечень характеристик, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, определен пунктом 4 статьи 105.5 НК РФ.
Кроме того, при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок необходимо учитывать условия, перечисленные в пункте 5 статьи 105.5 НК РФ.
По результатам анализа коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки с учетом вышеуказанных условий и характеристик делается вывод о сопоставимости указанных условий сделок и соответственно о сопоставимости таких сделок в целом.
Одновременно отмечаем, что, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, исходя из совокупности положений Кодекса налогоплательщик при определении сопоставимости сделок также может руководствоваться предусмотренными статьями 105.5 и 105.6 НК РФ условиями, характеристиками и информацией.