Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 59 КВВТ РФ

Статья 59 КВВТ РФ. Предпринимательская деятельность в порту (действующая редакция)

1. Предпринимательская деятельность в порту осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, в том числе правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, а также соглашениями сторон.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту общего пользования, обязаны осуществлять ее в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для публичных договоров.

3. Для целей применения Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в речных портах в Российской Федерации, является хозяйствующий субъект, установленная антимонопольным органом доля которого на этом рынке в речном порту превышает двадцать процентов.

Комментарий к ст. 59 КВВТ РФ

1. Понятие предпринимательской деятельности определено ст. 2 ГК. Под ней понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Все указанные составляющие используются при осуществлении предпринимательской деятельности в порту, связанной с обеспечением безопасности плавания, предоставлением причалов, обеспечением лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка), погрузкой и выгрузкой грузов, хранением грузов, обеспечением готовности к ликвидации аварийных разливов нефти, обслуживанием пассажиров (Перечень услуг, оказываемых в речных портах, утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2016 г. N 1249-р).

Комментируемой статьей установлено, что предпринимательская деятельность в порту осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, в том числе правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, а также соглашениями сторон.

Здесь нельзя не учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

Отдельные виды предпринимательской деятельности в порту должны лицензироваться, например, связанные с погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам (см. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте").

Статьей 3 КВВТ введено понятие оператора порта или причала, под которым понимается транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа.

В соответствии со ст. 4.1 КВВТ установлен сокращенный период между проведением плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих портовые сооружения - 1 год (в большинстве случаев - 3 года).

Статьей 6 КВВТ определено, что размер платы за услуги в речных портах, не относящихся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров (п. 3). Сборы (тарифы) за услуги естественных монополий устанавливаются законодательством о естественных монополиях (п. 4).

Так, Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 утвержден Перечень услуг естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту общего пользования, обязаны осуществлять ее в соответствии с требованиями, установленными законодательством для публичных договоров.

Под портом (причалом) общего пользования подразумевается порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

При этом предпринимателями не может быть оказано предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (п. 2 ст. 426 ГК).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. 2, 4 ст. 426 ГК, ничтожны.

Следует отметить, что, в отличие от КВВТ, в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одной из целей государственного регулирования установлено обеспечение равных условий для осуществления деятельности в морском порту (ст. 8).

3. Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах Российской Федерации, признано имеющим стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства и введены соответствующие ограничения на участие в указанной деятельности иностранного капитала.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в речных портах, является хозяйствующий субъект, доля которого на этом рынке в речном порту превышает 20%.

Таким образом, комментируемым пунктом установлен размер доминирующего положения в 20% и более (аналогичная норма установлена для морских портов в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ (ч. 10 ст. 17).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019