Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 45 КВВТ РФ

Статья 45 КВВТ РФ. Сфера применения правил, установленных настоящей главой (действующая редакция)

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях.

Действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также - затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.

2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.

3. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:

подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;

подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне на внутренних водных путях.

4. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XVI настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.

Комментарий к ст. 45 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья формулирует предмет правового регулирования гл. VIII КВВТ, определяя при этом круг общественных отношений, подлежащих нормативно-правовой регламентации нормами данной главы.

По общему правилу предметом регулирования гл. VIII КВВТ являются общественные отношения, возникающие в связи с подъемом, удалением и уничтожением имущества, затонувшего на внутренних водных путях.

Субъектом рассматриваемых общественных отношений являются владельцы затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов и собственники иного затонувшего имущества.

В приведенной связи актуальным является определение понятия "затонувшее имущество". В п. 2 комментируемой статьи законодателем определено, что затонувшим имуществом признаются потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.

2. Пункт 3 комментируемой статьи исключает из предмета правового регулирования гл. VIII КВВТ общественные отношения, возникающие:

- при подъеме, удалении и уничтожении затонувшего военного имущества;

- при подъеме затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, -

если такое имущество находится на дне на внутренних водных путях.

В современной отечественной науке военное имущество понимается как обширный перечень предметов, устройств и приспособлений, используемых в повседневной деятельности войск и предназначенных для обеспечения как специальных задач, так и насущных бытовых потребностей. Военное имущество можно подразделить на движимое и недвижимое. Все военное имущество является государственной федеральной собственностью и отнесено к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов исполнительной власти и решения общероссийских задач. К военному имуществу в войсковом (корабельном) хозяйстве в соответствии с Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. N 333, относится, например, материально-техническая база, вооружение, военная и специальная техника и другие материальные ценности, принадлежащие Министерству обороны РФ <69>.

--------------------------------

<69> Баженов А.В. Правовое определение содержания понятия "военное имущество" // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 9-10. С. 30 - 36.

Термин "имущество культурного характера" не соотносится с действующим законодательством об объектах культурного наследия (см. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Приведенный Закон оперирует термином "объект культурного наследия (памятник истории и культуры)", под которым понимаются объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В приведенной связи следует отметить, что термин "объект культурного наследия (памятник истории и культуры)" наиболее полноценно отражает сущность поднимаемого затонувшего имущества, находящегося на дне на внутренних водных путях.

3. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен разграничению предмета правового регулирования гл. VIII и гл. XVI КВВТ. Критерием разграничения предмета правового регулирования выступает характер отношений, регулируемых нормами указанных глав.

Если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция, то правовое регулирование этих отношений регламентируется нормами гл. XVI. К данным правоотношениям, в частности, применяются правила к вознаграждению и специальной компенсации спасателей (см. комментарий к ст. 127) независимо от правил, установленных гл. VIII.

По смыслу п. 2 ст. 123 КВВТ спасательной операцией признается любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности на внутренних водных путях (см. комментарий к ст. 123).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019