Статья 30 КВВТ РФ. Капитан судна (действующая редакция)
1. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.
Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
3. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.
Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
4. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.
5. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.
6. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
7. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.
Комментарий к ст. 30 КВВТ РФ
1. Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливаются требования к капитанам судов. Основным требованием является наличие гражданства Российской Федерации, если судно ходит под флагом Российской Федерации. Следовательно, иностранный гражданин не может быть капитаном судна, ходящего под флагом РФ.
Согласно п. 40 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна является доверенным лицом судовладельца, а также единоначальником и руководителем судового экипажа.
Лицо, являющееся капитаном судна, должно иметь действующий диплом капитана судна.
Для капитанов пассажирских судов или наливных судов, осуществляющих перевозки опасных грузов, установлено дополнительное требование: они должны иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания. Это требуется также и для капитана судна, буксирующего либо толкающего другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 кВт.
Указанное свидетельство выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта (Росморречфлот), в соответствии с Положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утв. Приказом Минтранса от 14 октября 2013 г. N 316.
Согласно названному Положению для аттестации капитанов судов создается аттестационная комиссия, в состав которой входят председатель аттестационной комиссии, его заместитель, секретарь и члены аттестационной комиссии (не менее трех). В число членов аттестационной комиссии включаются по согласованию представители государственных органов, судовладельцев, образовательных и общественных организаций.
Аттестация осуществляется на основании заявления капитана судна, оформленного в электронной форме.
В заявлении указываются следующие данные заявителя:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- дата и место рождения;
- данные паспорта гражданина Российской Федерации;
- почтовый адрес;
- номер контактного телефона;
- номер факса (при наличии);
- адрес электронной почты;
- номер диплома капитана судна, дата и место его выдачи;
- имеющиеся ограничения, указанные в дипломе капитана судна;
- информация о работе на судах внутреннего плавания в должности старшего помощника капитана с указанием названия каждого судна, его группы, грузоподъемности/пассажировместимости, периода работы на судне и бассейнов внутренних водных путей, в которых эксплуатировалось судно;
- дата заполнения заявления.
Заявление принимается Росморречфлотом к рассмотрению в течение 10 рабочих дней со дня его поступления. Если заявление поступило в выходной или праздничный день, оно должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней с первого рабочего дня, следующего за выходным или праздничным днем.
Аттестация проводится в присутствии заявителя. Аттестационная комиссия опрашивает заявителя в отношении знания им своих должностных обязанностей, международных договоров и нормативных правовых актов РФ, регулирующих судоходство на внутренних водных путях, систем управления безопасностью судов.
Решение аттестационной комиссии принимается открытым голосованием в отсутствие заявителя простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. Председатель аттестационной комиссии, его заместитель, члены аттестационной комиссии при голосовании обладают правом решающего голоса.
Свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания выдается заявителю в случае успешного прохождения аттестации в течение 5 рабочих дней со дня ее проведения.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи на капитана судна возлагается управление судном, в том числе:
- судовождение;
- принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна;
- принятие мер по поддержанию порядка на судне;
- принятие мер по защите водной среды;
- принятие мер по предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Устав службы на судах Минречфлота РСФСР подробно регламентирует права и обязанности капитана судна.
Капитан непосредственно подчиняется судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, адресуются только капитану, который отвечает за их выполнение. Следует учитывать, что присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение своих обязанностей.
Капитан обязан обеспечивать соблюдение на судне законодательства. В его задачи входит обеспечение выполнения мероприятий по охране природной среды, соблюдения нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники. Капитан следит за выполнением производственного плана, графика движения (расписания), заданных измерителей работы судна. Также он должен обеспечивать выполнение на судне указаний и требований органов надзора за безопасностью плавания и других контролирующих органов. Во время плавания судна он отвечает за соблюдение трудовой дисциплины и организацию общесудовой, вахтенной и штурманской служб, а также обеспечивает установленный режим труда и отдыха, выдачу заработной платы. В его компетенцию входит своевременное ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а также с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса. Капитан обеспечивает организацию подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению на воде, а также контроль за этой подготовкой.
В обязанности капитана входит:
- проверять и утверждать судовые расписания;
- осуществлять руководство деятельностью командного состава;
- контролировать своевременное и правильное ведение вахтенного (единого вахтенного, судового), машинного, электротехнического, радиотелеграфного и других установленных журналов, а также единой книги осмотров судна, делопроизводства, отчетной и другой документации;
- контролировать своевременное и правильное ведение судового журнала регистрации приема питьевой воды из городских водопроводов, приема забортной воды для последующей обработки на станциях приготовления питьевой воды, сдачи или выпуска хозяйственно-бытовых и фекальных стоков, сдачи контейнеров с сухим мусором, пищевыми отходами и сдачи подсланевых вод;
- контролировать своевременность получения необходимых карт и навигационных пособий, корректурного материала и следить за качеством корректуры штурманской документации;
- хранить судовые документы и печать;
- при несчастных случаях на судне принять меры по оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим, сообщить о происшедшем несчастном случае судовладельцу и соответствующему комитету профсоюза, провести расследование в установленном порядке;
- при возникновении условий и обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей или груза, сообщить об этом судовладельцу и действовать в соответствии с полученными указаниями и рекомендациями, условиями и обстоятельствами;
- об аварийном случае с судном, в случае порчи или повреждения груза, багажа, а также в других подобных случаях сообщить соответствующим органам о случившемся, одновременно принять меры к ликвидации последствий и причин происшествия и обеспечить оформление необходимых документов в установленном порядке;
- осуществлять руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде;
- в случае столкновения с другим судном, удара, навала на другое судно, состав, плот - запросить, не требуется ли помощь и при необходимости оказать ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну, экипажу и пассажирам; запросить также капитана судна, с которым произошло столкновение, название судна, пунктов приписки, отправления и назначения, характер полученных повреждений; сообщить аналогичные сведения по своему судну капитану судна, с которым произошло столкновение, и оформить необходимые документы.
Следует учитывать, что действия капитанов судов на практике подвергаются постоянной оценке при разрешении различных гражданско-правовых споров относительно перевозки пассажиров и грузов. Правильность и правомерность действий капитана становится предметом рассмотрения дел, связанных с общей аварией.
Пример: ООО "Ростовское судоходное товарищество" обратилось с иском к ООО "Речной порт" о взыскании стоимости восстановительного ремонта поврежденной и затопленной баржи. В качестве соответчика привлечено ООО "Арго". Решением от 22 ноября 2004 г. с порта в пользу судоходного товарищества взыскана сумма ущерба. В отношении ООО "Арго" в иске отказано.
Согласно обстоятельствам дела в балластовых отсеках теплохода "Виктория", принадлежащего ООО "Арго", была обнаружена течь. По решению капитана теплоход поставлен на отмель для избежания потери плавучести. ООО "Арго" обратилось к директору ООО "Речной порт" с просьбой оказать помощь в снятии с теплохода части груза. Для проведения аварийно-спасательных работ ООО "Речной порт" направило теплоход РТ-458, плавкран N 35 и баржу ВД-1211, которые выгрузили часть металлолома и были отбуксированы в порт г. Волгодонска.
Баржу ВД-1211 принял капитан теплохода РТ-458, принадлежащего ООО "Речной порт". В этот же день баржа ВД-1211 с плавкраном N 35 установлена к борту теплохода "Виктория" для выгрузки металлолома. Через несколько дней к левому борту теплохода "Виктория" подошел теплоход СТ-766 для выгрузки металлолома. Закончив выгрузку, теплоход отошел в водохранилище и стал на якорь.
В связи с усилением ветра теплоход РТ-458 стал под борт теплохода СТ-766. На следующий день теплоход СТ-766 сорвало с якоря и понесло на дамбу прудоохладителя Волгодонской АЭС. Во время оказания помощи теплоходу СТ-766 теплоходом РТ-458 под воздействием ветра и волнения воды с баржи ВД-1211 сорвало швартовые концы, выбросило на каменный откос прудоохладителя, после чего она легла на грунт.
Постановлением начальника Калачевского линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции Доно-Кубанского бассейна от 4 декабря 2003 г. аварийный случай отнесен на ООО "Речной порт".
Оценив представленные в дело доказательства и довод сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что с момента приема баржи по правилам ч. 2 ст. 30 КВВТ на капитана судна возложены все обязанности по судовождению и обеспечению безопасности баржи. Поскольку баржа является буксируемым объектом, суд применил к отношениям сторон нормы ст. 119 КВВТ. В силу п. 5 ст. 119 КВВТ при повреждении буксируемого объекта, за исключением плота, с буксировщика взыскивается стоимость ремонта буксируемого объекта, определяемая отправителем или получателем буксируемого объекта либо определяемая в результате независимой экспертизы в случае разногласий относительно стоимости ремонта буксируемого объекта. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили ответственность за повреждение баржи ВД-1211 на порт - буксировщика поврежденного объекта (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 октября 2006 г. по делу N А53-7986/2004-С1-17).
Также Уставом службы на судах Минречфлота РСФСР определены обязанности капитана судна в следующих ситуациях:
- при приемке и сдаче судна;
- во время стоянки судна в порту;
- в период плавания;
- при лоцманской проводке судна;
- при ремонте судна и др.
3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет правовой статус капитана судна как законного представителя судовладельца в отношении:
1) государственного портового контроля, предусмотренного КВВТ;
2) сделок, вызываемых нуждами судна, груза;
3) плавания судна.
Комментируемая норма согласуется с общегражданским правилом о представительстве, закрепленном в ст. 182 ГК, согласно которому сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. В соответствии с п. 1 ст. 182 ГК полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей.
Возглавляет инспекцию государственного портового контроля капитан бассейна внутренних водных путей.
Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных КВВТ.
Подробнее о Государственном портовом контроле см. комментарий к ст. 38.1.
Капитан судна является законным представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Пример: как следует из материалов дела, ООО "Азовский Судо-Ремонтный Участок N 1" обратилось с исковым заявлением к ООО "Судоходная компания "Меридиан" о взыскании задолженности по договору о техническом обслуживании судов от 2 января 2009 г. в размере 90 тыс. рублей. Суд, рассматривая дело, указал на то, что в соответствии с п. 1 ст. 182 ГК полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Представительство капитана судна носит ограниченный характер. На капитана возлагается служебная обязанность по управлению судном, в том числе по принятию мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, а также по предотвращению причинения вреда судну. Проведение работ по обслуживанию судна и выполнению ремонтных работ является неотъемлемой частью должностных обязанностей капитана судна.
Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, работа, выполненная истцом, была принята капитаном теплохода "Альбатрос". Данный факт подтвержден актом N 111 от 24 июня 2013 г.; объяснениями истца, изложенными в исковом заявлении, дополнительных пояснениях по делу; объяснениями ответчика, изложенными в отзыве на исковое заявление. Таким образом, акты выполненных работ подписаны со стороны заказчика уполномоченным лицом. Тем самым заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку факт выполнения работ нашел подтверждение при рассмотрении дела, у ответчика возникла обязанность оплатить выполненные работы (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2014 г. N 15АП-16072/2014 по делу N А53-10948/2014).
Аналогичные правила о законном представительстве капитана судна содержит и КТМ в отношении морских судов. Согласно ст. 71 капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.
Таким образом, установленное в комментируемой статье правило является довольно традиционной нормой.
4. Пункты 4, 5, 7 комментируемой статьи регламентируют деятельность капитана судна в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Установленным правилам соответствуют положения Устава службы на судах Минречфлота РСФСР.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи и Уставом службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц:
- оказать помощь любому судну и обнаруженному на воде лицу, которому угрожает гибель;
- следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие.
Капитан судна обязан оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц. Следует учитывать, что капитан судна должен следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие как судну, так и физическому лицу.
Аналогичное правило установлено и в ст. 62 КТМ, дополнительно поясняющей, что за нарушение обязанности оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ.
Статья 270 УК устанавливает уголовную ответственность за неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. За это предусмотрены следующие виды уголовных наказаний:
- штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Специалисты по транспортным преступлениям обращают внимание, что уголовная ответственность по ст. 270 УК возможна, если установлено, что:
- на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпели бедствие;
- данное обстоятельство было известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);
- капитан судна имел реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;
- оказание помощи не могло подвергнуть серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;
- несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не была оказана.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении: из-за крушения судна, авиационного происшествия и пр. <46>
--------------------------------
<46> Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: Монография. М.: Проспект, 2018.
Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что при столкновении судов капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.
Если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно (п. 7 комментируемой статьи). Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.
В Уставе службы на судах Минречфлота РСФСР дополнительно отмечено, что при спасении людей капитан обязан обеспечить спасение в первую очередь детей, больных, женщин и престарелых.
5. В п. 6 комментируемой статьи подчеркивается, что капитан несет личную ответственность на неисполнение обязанностей по оказанию помощи, установленных в п. 5 и 6 комментируемой статьи.
Исключается возможность привлечения судовладельца к ответственности за нарушение капитаном судна таких обязанностей.
К уголовной ответственности по ст. 270 УК возможно привлечь только физическое лицо - капитана судна в случае доказанности его вины, а комментируемый пункт исключает возможность солидарного привлечения судовладельца наряду с капитаном судна даже к гражданско-правовой ответственности.