Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 26 КВВТ РФ

Статья 26 КВВТ РФ. Состав экипажа судна (действующая редакция)

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

6. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Комментарий к ст. 26 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепил, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

В отечественном законодательстве на уровне законов отсутствует легальная дефиниция понятия "экипаж судна". Комментируемая статья рассматривает состав экипажа судна, не давая его определение.

Специалисты под экипажем судна предлагают понимать экипаж морского и речного транспорта как коллектив лиц, обеспечивающих управление, движение и безопасность эксплуатации судна, включая лиц, обслуживающих пассажиров, заключивших с судовладельцем трудовой договор в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и включенных в судовую роль <44>.

--------------------------------

<44> См.: Большакова В.Н. Понятие экипажа судна морского и речного транспорта в соответствии с нормативными актами Российской Федерации // Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума "Великие реки". Нижний Новгород, 16 - 19 мая 2017 г.

Судовая роль - основной судовой документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна (Правила ведения судовой роли, утв. Приказом Минтранса от 2 мая 2012 г. N 122).

Нормативное определение понятия "экипаж судна" дано в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.5.2-703-98 "Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 года N 16. Данная дефиниция сформулирована следующим образом: экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

Данное определение экипажа судна используется и в судебной практике.

Пример: в ходе рассмотрения дела об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию суд сослался на СанПиН 2.5.2-703-98, дополнительно указав, что истец в периоды работы матросом-мотористом относился к членам экипажа судна, занимал штатную должность матроса-моториста, а потому суд правомерно учел периоды работы истца в данной должности в специальный стаж. При этом ссылки УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга на неправомерность включения судом периода работы истца с 26 июня 1985 г. по 16 марта 1987 г. в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого и иных членов судовой команды Ленинградского Западного Порта СЗРП в его специальный стаж в связи с отсутствием в указанный период документального подтверждения постоянной занятости М. в качестве плавсостава на судах, были отклонены судебной коллегией. В п. 31 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801, который утратил силу в связи с принятием КВВТ, но действовал на момент работы М. на судах, было установлено, что экипаж самоходных судов состоит из капитана, прочих старших лиц судового экипажа и судовой команды (см. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 мая 2017 г. N 33-8341/2017).

Понятие "плавсостав", встречающееся на практике, в КВВТ не содержится. В связи с этим интересно, что же оно под собой подразумевает.

В Отраслевом соглашении по речному транспорту на 2012 - 2014 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, саморегулируемой организацией "Ассоциация судоходных компаний", Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта от 6 марта 2012 г. (утратил силу), отмечалось: ввиду отсутствия в российском законодательстве термина "плавающий состав" стороны согласились с тем, что термин "плавающий состав" применительно к Соглашению означает лиц, работающих на борту судна в любом качестве по трудовому договору и включенных в судовую роль.

В Федеральном отраслевом соглашении по внутреннему водному транспорту на 2018 - 2021 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Российская палата судоходства" от 16 марта 2018 г., плавающий состав (плавсостав) определен как круг лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна внутреннего плавания в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателем, и внесенных в судовую роль.

Таким образом, понятие "плавсостав", как мы видим, означает то же, что и "состав экипажа судна".

Обращаем внимание, что КТМ также не содержит определения "экипаж морского судна". Согласно п. 1 ст. 52 КТМ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. По нашему мнению, законодателю все же следует дать определение понятия экипаж судна в комментируемой статье с целью унификации понятийного аппарата как речного, так и морского права.

Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются трудовым правом (подробнее см. комментарий к ст. 28).

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждено Приказом Минтранса от 16 мая 2003 г. N 133. Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем. Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания, утв. Приказом Минтранса от 20 сентября 2016 г. N 268, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна смешанного плавания, плавающих под Государственным флагом РФ.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен перечень лиц, относящихся к командному составу судна:

- капитан судна;

- командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- помощник капитана судна;

- помощник командира дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- механики и электромеханики;

- помощники механиков и электромехаников;

- радиоспециалисты;

- врачи.

Уставом службы на судах Минречфлота РСФСР устанавливаются требования к командному составу, а также раскрывается перечень возложенных на них обязанностей.

На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации. В частности, командный состав обязан:

- правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне;

- своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину;

- всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт;

- заботиться о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;

- при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;

- знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;

- требовать от подчиненных точного выполнения законодательства, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся, и контролировать это выполнение;

- информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;

- проводить техническую учебу с членами экипажа;

- составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение;

- изучать, обобщать опыт работы передовых экипажей и внедрять его на своем судне.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи состав судовой команды состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и работникам, обслуживающим пассажиров судна.

Следует отметить, что если лиц, относящихся к командному составу, можно считать должностными лицами, то лица, входящие в состав судовой команды, не относятся к таковым.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время действует Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2002 г. N 138.

Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации и получившие свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.

При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается. Статья 11.13 КоАП устанавливает, что выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. рублей до 2 тыс. рублей.

На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре, должно находиться свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания.

Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:

- безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

- проведение безопасных и надежных швартовых операций;

- грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

- управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

- поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

- эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

- выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

- безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.

Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.

На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.

В соответствии с Правилами ведения судовой роли на судах внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса от 26 февраля 2018 г. N 72, судовая роль должна содержать следующие сведения о судне:

- название судна;

- идентификационный номер судна, присвоенный ему при регистрации;

- название судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (для граждан РФ);

- государство флага судна;

- позывной сигнал.

В судовую роль должны вноситься сведения о членах экипажа судна, а также лицах, фактически находящихся на борту судна на момент его выхода в рейс, в том числе:

- об учащихся учебных заведений, направленных на данное судно для прохождения плавательной практики;

- о работниках федеральных органов исполнительной власти и работниках организаций, находящихся в ведении этих органов, а также о представителях судовладельца, командируемых для работы на судах.

К таким сведениям относятся:

- фамилия, имя, отчество (при наличии);

- гражданство;

- дата рождения;

- должность;

- вид и номер документа, удостоверяющего личность;

- номер квалификационного документа (при наличии).

Указываемые в судовой роли должности на судне учащихся учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем, комплектующим экипаж судна.

Судовая роль должна заполняться на русском языке при прибытии судна в порт или убытии судна из порта.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

Судебная практика по статье 26 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС15-15589, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 965, 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 34, 22, 24, 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, суды пришли к выводу о доказанности вина ответчика в причинении вреда теплоходу, в связи с чем к истцу перешло право требования с ответчика возмещения спорных убытков...