Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 416 КТМ РФ

Статья 416 КТМ РФ. Правовое положение членов экипажа судна (действующая редакция)

1. Правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна.

2. Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются законом государства флага судна, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

Выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве.

Комментарий к ст. 416 КТМ РФ

Статьей предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами. Данное положение, затрагивающее сферу трудовых отношений на судне, является, по сути, отсылочным, поскольку отсылает в первую очередь к законодательству о труде Российской Федерации.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает своеобразную гарантию, предоставляемую членам экипажа судна при реализации их прав в области труда. А именно выбор стороной трудового договора права, подлежащего применению к отношению между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. Следовательно, стороны в трудовом договоре могут прийти к соглашению о применении норм законодательства о труде не РФ, а другого государства. Такое соглашение о применении в регулировании трудовых отношений законодательства иного государства не должно ухудшать положение сторон по сравнению с законодательством РФ о труде - в соответствии со ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не могут применяться условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством РФ. Эта и иные "защитные" оговорки присущи в той или иной форме законодательству многих зарубежных стран (Австрии, Германии, Италии, канадской провинции Квебек, Румынии и др.), Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г.

Следовательно, стороны в заключаемом ими трудовом договоре по применению труда иностранца в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, могут договориться об установлении дополнительных льгот, преимуществ, повышающих уровень прав и гарантий работников, установленный в соответствии с законодательством РФ.

При заключении трудового договора стороны не вправе своим соглашением понизить иностранцу - члену экипажа такого судна уровень прав и гарантий в области труда, установленный в соответствии с законодательством РФ о труде. Вопросы, связанные с порядком приема на работу иностранцев - членов экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, их права и обязанности в процессе труда регулируются в первую очередь общими нормами трудового законодательства РФ - ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права <124>.

--------------------------------

<124> Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: Правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006.

По мнению В.П. Звекова, норма комментируемой статьи, предусматривающая выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, является коллизионной и не должна приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. В ТК РФ обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, отнесена (ст. 2) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ст. 11). Согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению <125>.

--------------------------------

<125> Звеков В.П. Обязательства вследствие причинения вреда в коллизионном праве. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
А.М. Симоненко, 2008