Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 297 КТМ РФ

Статья 297 КТМ РФ. Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария) (действующая редакция)

1. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, установленные пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, а также убытки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, признаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

2. Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса:

1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

Комментарий к ст. 297 КТМ РФ

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, распределению не подлежат, их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение. Частная авария обладает следующими признаками:

- ущерб причинен судну без груза;

- ущерб причинен судну при наличии груза (причинен случайный урон по мгновенно возникшей причине, непредвиденной и непредотвратимой);

- ущерб вызван действием непреодолимой силы;

- ущерб является следствием неправильных действий экипажа потерпевшего или другого судна, приведших к посадке на мель, столкновению, повреждению причальных сооружений и пр.;

- расходы вызваны неоправданным увеличением продолжительности рейса, простоя в связи с выполнением экипажем судна ремонтно-восстановительных работ после шторма, форсирования двигателей, машин и котлов судна на плаву при возникновении какой-либо опасности.

К расходам, возмещаемым в результате общей аварии, также относятся расходы, связанные:

- с переходом к месту ремонта;

- с временным ремонтом;

- с докованием;

- с судоремонтом на верфи;

- с закупкой и перевозкой запчастей;

- с назначением суперинтендантов/экспертов, представителей классификационного общества, сюрвейера страховщика.

Убытки от нагревания огнем не относятся к общей аварии, а убытки от нагревания, которые находятся в прямой связи с последствиями принятия мер по тушению пожара, рассматриваются как общеаварийные.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
А.М. Симоненко, 2008