Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 258 КТМ РФ
Статья 258 КТМ РФ. Последствия отчуждения застрахованного судна (действующая редакция)
1. В случае отчуждения застрахованного судна договор морского страхования прекращается с момента отчуждения судна. В случае отчуждения застрахованного судна во время рейса по требованию страхователя договор морского страхования остается в силе до окончания рейса и на приобретателя такого судна переходят все права и обязанности страхователя.
Последствия, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, наступают и в случае передачи застрахованного судна в пользование и во владение фрахтователю по бербоут-чартеру.
2. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также к договору морского страхования ответственности судовладельца.
Комментарий к ст. 258 КТМ РФ
В отличие от отношений, описанных в комментарии к предыдущей статье, статья 258 КТМ РФ предусматривает некоторые особенности срока действия договора страхования в условиях отчуждения судна, отчуждения судна во время плавания (в том числе в случае передачи застрахованного судна в пользование и во владение фрахтователю по бербоут-чартеру).
Договор морского страхования, как правило, прекращает свое действие при отчуждении судна, за исключением случаев, когда страхователь принимает решение об оставлении договора в силе на период нахождения его в рейсе при одновременном переходе на приобретателя судна всех прав и обязанностей страхователя по договору (по окончании рейса договор морского страхования прекращает свое действие независимо от срока, на который он заключен). Данные условия применимы и в случае передачи застрахованного судна во владение и пользование фрахтователю по бербоут-чартеру, а также к договору морского страхования ответственности судовладельца. По нашему мнению, положения комментируемой статьи направлены прежде всего на защиту интересов страховщика, поскольку при отчуждении судна (передаче его во владение и пользование по бербоут-чартеру) происходит изменение уровня страхового риска, зависящего в том числе от профессиональных качеств экипажа, подлежащего замене. Кроме того, происходит замена владельца судна, обладающего теми или иными качествами, отличными от качеств первоначального владельца судна, способными повлиять на степень страхового риска.
Предусмотренная статьей возможность продления по требованию страхователя действия договора страхования при нахождении судна в рейсе имеет свои причины, основной из которых является сложность предоставления судна страховщику для осмотра (оценки характеристик), несмотря на возможное желание нового владельца судна застраховать его после приобретения.
Требование страхователя о продлении действия договора страхования при нахождении судна в рейсе оформляется соответствующим документом (заявлением), который должен содержать указание на выгодоприобретателя (покупателя), который, в свою очередь, согласовывает требование страхователя. По прибытии судна из рейса договор страхования неминуемо прекращает свое действие, а покупатель вправе застраховать его у любого другого страховщика на свое усмотрение.
Поскольку отношения, возникающие в связи с заключением договора бербоут-чартера, характеризуются переходом в пользование и владение фрахтователя, обладающего в отношении переданного судна достаточно широкими полномочиями (контроль, комплектование экипажа и его подчинение фрахтователю), комментируемая статья предусматривает условия действия договора страхования, аналогичные случаям отчуждения судна. Однако указанные условия не могут применяться при заключении договора фрахтования судна на условиях тайм-чартера, так как ключевые полномочия остаются у собственника судна.
Важно иметь в виду то, что при досрочном прекращении договора страхования судна страховщик имеет право на получение страховой премии исключительно в размере, соответствующем периоду действия договора страхования.