Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 8.47 КоАП РФ

Статья 8.47 КоАП РФ. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения (действующая редакция)

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Комментарий к ст. 8.47 КоАП РФ

Комментируемая ст. 8.47 КоАП РФ устанавливает административную ответственность:

за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

без комплексного экологического разрешения,

если получение такого разрешения является обязательным.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на основании комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют действия, заключающиеся в осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.

Значение терминов, характеризующих объект, предмет и объективную сторону административного правонарушения, в частности, "негативное воздействие на окружающую среду", "комплексное экологическое разрешение" и "наилучшая доступная технология", раскрывается:

в Федеральных законах, напр.: Федеральном законе от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральном законе N 174-ФЗ), Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральном законе N 7-ФЗ), Федеральном законе от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральном законе N 219-ФЗ);

подзаконных нормативно-правовых актах, напр.: Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 (далее - Стратегии N 176), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 (далее - Положение N 1219), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение N 400), Критериях определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 (далее - Критериях N 903), Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 (далее - Правилах N 572), Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1138, Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1138, Перечне объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04.2018 N 154 (далее - Перечень N 154).

Согласно Федеральному закону N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (см. абз. 14 ст. 1); наилучшая доступная технология - это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (см. абз. 35 ст. 1); комплексное экологическое разрешение - это документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (см. абз. 53 ст. 1). Установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (см. абз. 40 ст. 5). Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду (см. п. 1 ст. 28.1). Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду (см. абз. 8 п. 4 ст. 69); научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в том числе в целях разработки и создания наилучших технологий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (см. абз. 6 п. 2 ст. 70). В соответствии с Федеральным законом N 174-ФЗ материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в пп. 7.5 ст. 11 являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Согласно разъяснениям по срокам получения комплексного экологического разрешения ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельности на объектах I категории (информация Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.10.2018, далее - разъяснениям), с 01.01.2019 вступают в силу положения Федерального закона N 219-ФЗ, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет (см. абз. 1 разъяснений). В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ (вступающей в силу с 01.01.2019) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (см. абз. 2 разъяснений). Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п. 2 ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ, см. абз. 3 разъяснений). Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти Перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно (см. абз. 4 разъяснений). Указанный Перечень объектов I категории утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04.2018 N 154 и включает 300 объектов (см. абз. 5 разъяснений). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 01.01.2025 (ч. 7 ст. 11 Федерального закона N 219-ФЗ, см. абз. 6 разъяснений). Вместе с тем ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 01.01.2019, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (см. абз. 7 разъяснений).

В соответствии с пп. "е" п. 27 Стратегии N 176, внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии, является одним из основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

Необходимо отметить, что государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду включает в себя в том числе такие сведения, как сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду (см. пп. "л" п. 5 Правил N 572). Заметим, что предоставление комплексного экологического разрешения на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду относится, например, к процедурам, связанным с заключением договоров водопользования или принятием решений о предоставлении водного объекта в пользование (применяемым в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации) (см. п. 49 Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1138, п. 51 Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1138).

Как известно, полномочия, которые осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, указаны в п. 5 Положения N 1219. В частности, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации оно самостоятельно принимает в том числе такие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, как форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму комплексного экологического разрешения (см. пп. 5.2.39 Положения N 1219). Необходимо отметить, что полномочия, осуществляемые Росприроднадзором в установленной сфере деятельности указаны в п. 5 Положения N 400. В частности, Росприроднадзор осуществляет прием заявки на получение комплексного экологического разрешения (см. пп. 5.5(15) Положения N 400); осуществляет размещение заявки на получение комплексного экологического разрешения на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечивает возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц (см. пп. 5.5(16) Положения N 400); осуществляет выдачу комплексного экологического разрешения (см. пп. 5.5(17) Положения N 400). Заметим, что пп. "б" п. 4 Критериев N 903, объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, если он в том числе оказывает негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ, относится к объекту II категории, на который выдано комплексное экологическое разрешение.

Субъектами административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.47 КоАП РФ, могут быть:

юридические лица;

юридические лица;

лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как следует из примеч. к ст. 8.47 КоАП РФ, за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.47 КоАП РФ, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо. Таким образом, мера административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.47 КоАП РФ для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, одинаковая.

Совершение административного правонарушения, ответственность за который установлена ст. 8.47 КоАП РФ, предполагает применение различных санкций для перечисленных субъектов административного проступка, в частности:

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей;

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Необходимо отметить, что, как следует из ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.47 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.

Как следует из п. п. 1 - 9 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.47 КоАП РФ, от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ, вправе:

главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;

старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;

старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;

старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.47 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"