Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 8.15 КоАП РФ
Статья 8.15 КоАП РФ. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (действующая редакция)
Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Судебная практика по статье 8.15 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-10742/13, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Изменяя постановление административного органа в части вида административного наказания, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Вместе с тем при назначении наказания административным органом не учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 названного Кодекса...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-2812/11, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Оспариваемый судебный акт мотивирован тем, что факт совершения университетом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не выявлено...
-
Решение Верховного суда: Определение N 46-АПГ15-39, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьям 4.6, 4.7, 4.8, 4.10, также не исключается и по статьям 8.15, 9.10 и 19.1 КоАП РФ. По мнению суда, изложение оспариваемых в данном случае норм регионального закона не позволяет сделать однозначный вывод, что представляет объективную и субъективную сторону данных правонарушений...
Комментарий к ст. 8.15 КоАП РФ
Комментируемая ст. 8.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил эксплуатации:
водохозяйственных
или водоохранных
сооружений и устройств.
Важно отметить необходимость разграничения составов административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 8.15 КоАП РФ, то есть за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, и ч. 1 ст. 10.10 КоАП РФ, то есть за нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения порядка, установленного правилами эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Например, в Постановлении Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А35-5164/2014 отмечается, что объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
В решении Арбитражного суда Калужской области от 06.07.2015 по делу N А23-2544-2015 указывается, что объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый нормативными правовыми актами.
В Постановлении Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 17.09.2015 по делу N А74-3902/2015 говорится, что из содержания ст. 8.15 КоАП РФ следует, что объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
В Постановлении Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.10.2016 по делу А47-6586/2016 отмечается, что объектом правонарушения по названной норме являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Значение терминов, образующих объект административного правонарушения, в том числе "правила эксплуатации", "водохозяйственные сооружения", "водохозяйственные устройства", "водоохранные сооружения" и "водоохранные устройства", можно уяснить в процессе изучения определений, которые используются в Водном кодексе РФ, Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральном законе N 117-ФЗ), Постановлении Правительства РФ от 02.11.2013 N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" (далее - Постановление Правительства РФ N 986) и некоторых других нормативно-правовых актах (несмотря на то, что термины, указанные в ст. 8.15 КоАП РФ, ни в одном из перечисленных нормативно-правовых актов не используются).
В частности, водное хозяйство - это деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод (п. 2 ст. 1 Водного кодекса РФ);
водохозяйственная система - это комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (п. 11 ст. 1 Водного кодекса РФ);
охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п. 17 ст. 1 Водного кодекса РФ).
Предметом изучаемого административного правонарушения выступают гидротехнические, в том числе водохозяйственные и водоохранные, сооружения и устройства.
Гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (абз. 2 ст. 3 Закона N 117-ФЗ).
Например, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А35-5164/2014 отмечается, что предметом рассматриваемого административного правонарушения выступают водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, то есть водопроводящие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы; гидротехнические сооружения, то есть плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.
В соответствии с абз. 1 ст. 7 Закона N 117-ФЗ, сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно абз. 3 - 7 ст. 7 Закона N 117-ФЗ, при внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:
I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;
III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
Аналогичная классификация гидротехнических сооружений приводится в п. 1 Постановления Правительства РФ N 986. Критерии классификации гидротехнических сооружений также утверждены Постановлением Правительства РФ N 986.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в нарушении установленных правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Например, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А35-5164/2014 отмечается, что объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, например несоблюдении сроков контроля за состоянием гидротехнических сооружений, непринятии мер по своевременному их ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, в размещении в накопителях иных по качественному составу отходов в отличие от предусмотренных техническими условиями, превышении объемов жидких отходов в накопителях, иных нарушениях обеспечения допустимого уровня аварий гидротехнических сооружений, непредставлении декларации безопасности гидротехнического сооружения и т.п.
В решении Арбитражного суда Калужской области от 06.07.2015 по делу N А23-2544-2015 указывается, что объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, выразившихся в нарушении правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
В Постановлении Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.10.2016 по делу А47-6586/2016 говорится, что объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, направленном на невыполнение норм действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В конкретных случаях объективная сторона правонарушения описывается следующим образом.
ПРИМЕР.
Как отмечается в Определении Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 по делу N А32-44337/2014, из оспариваемого Постановления следует, что обществом допущено нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выраженном в нарушении требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", МДК 3-02.2001 "Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", утв. Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168.
ПРИМЕР.
Как указывается в решении Арбитражного суда Республики Крым от 29.04.2016 по делу N А83-3838/2015, 05.07.2015 на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования от 02.07.2015 N 038/14.2 сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым с привлечением специалиста экоаналитической лаборатории Государственного автономного учреждения Республики Крым "Центр лабораторного анализа и технических измерений был произведен осмотр территории Песчановского сельского поселения, о чем составлен соответствующий акт планового (рейдового) осмотра, обследования N 038/14.2. В ходе проведения осмотра выявлен факт излития канализационных стоков на почвенный покров в прибрежной защитной полосе р. Западный Булганак, а также попадания канализационных стоков в водный объект - реку Западный Булганак. С целью определения наличия загрязнения окружающей среды были отобраны пробы воды ниже сброса сточных вод КНС СПАО агрофирма "Крым", в результате чего 08.07.2015 установлено превышение предельно допустимой концентрации по содержанию фосфатов, аммония, БПК5 и ХПК (протоколы измерения показателей состава поверхностной воды N 0100, 0101, 0102).
В практическом смысле интересны выводы судов о подведомственности, применительно к ст. 8.15 КоАП РФ.
В частности, в Определении Арбитражного суда Республики Крым от 19.05.2015 по делу N А83-1426/2015 отмечается, что, таким образом, учитывая, что объективная сторона правонарушений, предусмотренных в главе 8 КоАП РФ, выражается в том числе в неисполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований и не связана с осуществлением лицом его совершившим, предпринимательской или иной экономической деятельности, рассмотрение заявлений об оспаривании постановлений административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности за административное правонарушение в области экологических и санитарно-эпидемиологических требований относится к подведомственности судов общей юрисдикции. В рассматриваемом случае не наличие статуса юридического лица у заявителя, а область и характер правоотношений, в сфере которых допущено нарушение, определяет подведомственность данного спора. Поскольку объективная сторона правонарушений, предусмотренных в главе 8 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, рассмотрение жалобы на постановление административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности за административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования относится к подведомственности суда общей юрисдикции. Таким образом, исходя из позиции, изложенной в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.15 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 8 Закона N 117-ФЗ, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений (абз. 2 ст. 8);
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений (абз. 3 ст. 8). Необходимо отметить, что Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (абз. 4 ст. 8);
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений (абз. 5 ст. 8);
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение (абз. 6 ст. 8);
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях (абз. 7 ст. 8);
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня (абз. 9 ст. 8).
Содержание обязанностей собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации раскрывается в абз. 1 - 10, абз. 12 - 17 ст. 9 Закона N 117-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со ст. ст. 16, 17 и 18 данного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с пп. "а" - "л" п. 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 N 237, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством РФ (далее - обязательные требования), квалификацию работников эксплуатирующей организации (пп. "а" п. 3);
содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности ("б" п. 3);
обеспечивать соблюдение обязательных требований (пп. "в" п. 3);
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения (пп. "г" п. 3);
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию или ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям (пп. "д" п. 3);
обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов (пп. "е" п. 3);
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и содействовать органу государственного надзора в реализации его функций (пп. "ж" п. 3);
осуществлять гидротехнические, производственно-технологические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных и других природных объектов (пп. "з");
соблюдать установленный режим водоохранных зон (пп. "и" п. 3);
незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения органы государственного надзора, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления (пп. "к" п. 3);
выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством РФ (пп. "л" п. 3).
Важно заметить, что в СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003", утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 623 (далее - СП 58.13330.2012) рассматриваются:
требования, правила и нормы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации (п. п. 6.1 - 6.7):
требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в особых природных условиях (п. п. 6.8 - 6.11);
безопасность речных гидротехнических сооружений при пропуске максимальных расходов воды (п. п. 6.12 - 6.14);
требования, нормы и правила обеспечения безопасности механического оборудования гидротехнических сооружений (п. п. 6.15 - 6.21);
особые требования по обеспечению безопасности специальных гидротехнических сооружений (судоходных, портовых, дамб обвалования отвалов и хранилищ жидких отходов) (п. п. 6.22 - 6.25). Необходимо отметить, что Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 28.01.2002 N 6;
требования по техническому контролю состояния гидротехнических сооружений и механического оборудования (п. п. 6.26 - 6.29);
природоохранные мероприятия при эксплуатации гидротехнических сооружений (п. 6.30).
В частности, согласно п. 6.1 СП 58.13330.2012, на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Как отмечается в п. 6.7 СП 58.13330.2012, режимы эксплуатации гидротехнических сооружений (порядок сработки и наполнения водохранилища, попуски в нижний бьеф, уровни бьефов) должны основываться на правилах использования водохранилищ, включающих в себя в соответствии с ВК РФ правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, согласованных в установленном порядке с заинтересованными организациями для каждого водохранилища и утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Кроме того, заметим, что Методические указания по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации утверждены Приказом Ростехнадзора от 27.06.2016 N 240.
Необходимо отметить, что по своей конструкции состав административного правонарушения, ответственность за которое установлен ст. 8.15 КоАП РФ, является формальным, то есть административное правонарушение считается завершенным с момента совершения противоправных деяний (действий или бездействия), составляющих объективную сторону административного проступка, административная ответственность наступает с момента совершения противоправных деяний (действий или бездействия), составляющих объективную сторону административного проступка, для квалификации не требуется конкретизация наступивших последствий. Например, в решении Арбитражного суда Калужской области от 06.07.2015 по делу N А23-2544-2015 отмечается, что статья содержит один формальный состав административного правонарушения.
Субъектами административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.15 КоАП РФ, могут быть:
граждане;
должностные лица;
юридические лица.
ПРИМЕР.
В Постановлении Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А35-5164/2014 сказано, что субъектом вменяемого заявителю административного правонарушения является лицо, осуществляющее эксплуатацию водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. В решении Арбитражного суда Калужской области от 06.07.2015 по делу N А23-2544-2015 отмечается, что субъектом является лицо, эксплуатирующее водохозяйственные или водоохранные сооружения и устройства. Из системного толкования вышеприведенных норм и диспозиции ст. 8.15 КоАП РФ следует, что административным органом при проведении административного расследования следовало истребовать правоустанавливающие документы, подтверждающие, кто является правообладателем конкретного объекта системы водоотведения, из которого, например, произошла утечка неочищенных сточных вод, документы, подтверждающие наличие права собственности, передачу этих объектов от собственника другому юридическому лицу, на основании которых следовало установить конкретный объем прав и обязанностей. Кроме того, административным органом должно быть установлено конкретно место совершения административного правонарушения с указанием, например, не только места положения лужи с фекальным запахом, но и принадлежность конкретного земельного участка, сооружений, расположенных на этом участке из которых произошла утечка, юридическому лицу, объем прав и обязанностей по обслуживанию данного сооружения (иного объекта), из которого произошло истечение неочищенных сточных вод. Все перечисленные сведения должны подтверждаться правоустанавливающими документами, анализ перечисленных доказательств должен быть изложен в постановлении о назначении административного наказания с изложением мотивированных выводов о виновности юридического лица, с приведением доказательств на чем основаны эти выводы.
Совершение административного правонарушения, ответственность за который установлена ст. 8.15 КоАП РФ, предполагает применение различных санкций для перечисленных субъектов административного проступка, в частности:
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Необходимо отметить, что, как следует из главы 23 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.15 КоАП РФ, рассматривают:
органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (ч. 1 ст. 23.23);
органы, осуществляющие государственный экологический надзор (ч. 1 ст. 23.29).
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.15 КоАП РФ, характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности.