Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 7.9 КоАП РФ
Статья 7.9 КоАП РФ. Самовольное занятие лесных участков (действующая редакция)
Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судебная практика по статье 7.9 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 301-АД17-11860, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Исследовав обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 2.1, 3.4, 4.1.1, 4.5, 7.9 КоАП РФ, статьями 8, 24, 36 Лесного кодекса Российской Федерации статьями 17, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 25, 53 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности...
-
Решение Верховного суда: Определение N 303-АД17-8541, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Как следует из судебных актов, постановлением административного органа от 04.07.2016 № 61-СН общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за использование лесного участка без специального разрешения...
-
Решение Верховного суда: Определение N 307-АД17-3857, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом протокола и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде...
Комментарий к ст. 7.9 КоАП РФ
В ст. 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Цель статьи - защита права государственной собственности на леса, а также защита прав лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны права собственности на лесные участки и установленный порядок пользования ими (Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 306-АД17-16711 по делу N А72-2654/2017).
Предметом правонарушения являются лесные участки. Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Правоотношения по использованию лесов являются общественно значимыми, базирующимися на принципах, указанных в ст. 1 Лесного кодекса РФ, в том числе на принципе использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, что обеспечивается установленными законом правилами лесопользования и запретом на использование лесных участков без законных оснований.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).
В силу ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются:
1) для осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);
5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществления рекреационной деятельности;
7) осуществления религиозной деятельности.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в ст. 9 Лесного кодекса РФ, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.
Согласно ст. 43 Лесного кодекса РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса РФ. Для выполнения работ по геологическому изучению недр в отношении лесных участков может быть установлен сервитут.
Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2017 N Ф02-2686/2017 по делу N А78-11089/2016 отмечается: "...является правомерным вывод судов, что участок лесного фонда в квартале 112, выделе 18, Удоканского участкового лесничества Чарского лесничества использовался ОАО "РЖД" 27.06.2017 без документов, предусмотренных действующим законодательством (договора аренды лесного участка), то есть самовольно.
В результате самовольного использования лесного участка обществом нарушены ст. ст. 9, 43 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 3 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов о том, что ОАО "РЖД" совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП".
Таким образом, в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов на землях лесного фонда пользователь обязан оформить соответствующие документы на участки.
Пунктом 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 названной статьи на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 19 ноября 2013 г. N 6557/13, следует, что данная норма не устанавливает каких-либо самостоятельных, специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (ст. ст. 222, 304 Гражданского кодекса РФ.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в самовольном занятии лесных участков, т.е. активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени и других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться, и т.п.
Исходя из разъяснений, данных в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ", под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Например, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 15АП-6892/2017 по делу N А32-40341/2016 указано, что "под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, при отсутствии на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок".
Использованием лесных участков без специальных разрешений могут быть признаны активные действия, нарушающие установленные правила использования лесных участков, к которым, в частности, можно отнести:
неразрешенное проведение работ по корчеванию, т.е. удаление пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами;
строительство, т.е. возведение, сооружение (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.;
устройство открытых и закрытых складов, т.е. размещение на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары или оборудование стоянок для транспорта.
ПРИМЕР.
В Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу N А29-68/2017 указано: "...использование лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов без предоставления названных участков возможно только путем выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан и проведения работ, установленных п. 8 Правил N 223.
Таким образом, с учетом того, что спорные лесные участки использовались ООО "Газпром трансгаз Ухта" не для расчистки охранной зоны трубопровода, а для снятия почвенного покрова при производстве ремонтных работ линейного объекта (нитки газопровода Пуньга - Ухта - Грязовец), общество обязано было оформить все разрешительные документы в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ.
Неоформление заявителем указанных документов перед началом использования лесов свидетельствует о самовольном занятии вышеназванных лесных участков".
Обязательным условием применения данной нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках.
Надлежащим является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (ст. 14.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченного в соответствии со ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Так, согласно ст. 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Отметим, что судебная практика исходит из того, что отсутствие факта государственной регистрации заключенного и исполняемого в соответствии с условиями заключения договора не может являться основанием для признания занятия лесного участка самовольным (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 09АП-39406/2013 по делу N А40-91262/13).
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Так, дело было передано на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал обстоятельства занятия ответчиком спорного земельного участка. В частности, отмечено, что "...бремя доказывания факта самовольного занятия земельного участка в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на Комитет, в то время как именно КХ "Золотые петушки", настаивающее на том, что у него имеются правовые основания для использования данного земельного участка, должно было представить такие доказательства" (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2017 N Ф05-21828/2016 по делу N А41-19229/2016).
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 7.9 КоАП РФ, является длящимся (см., например, решение N 21-62/2017 от 25 января 2017 г. по делу N 21-62/2017).
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть признано малозначительным (см., например, решение N 12-196/2016 12-9/2017 от 21 февраля 2017 г. по делу N 12-196/2016).
Субъекты правонарушения:
лесопользователи, т.е. граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом;
иные лица, которые ведут хозяйственные работы в лесах (см., например, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 N 19АП-1302/2017 по делу N А36-9267/2016).
При определении субъективной стороны подходы судебной практики разделились. В одних случаях суды исходят из того, что субъективная сторона выражается в форме умысла или неосторожности (см., например, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N 07АП-4340/2016 по делу N А02-174/2016). В других случаях отмечается, что субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.04.2009 N Ф03-1263/2009 по делу N А16-1/2009).
Обязанность доказывания принятия мер для соблюдения требований законодательства при использовании участка лесного фонда возлагается на субъекта правонарушения.
ПРИМЕР.
В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2016 N Ф04-478/2016 отмечается: "Поскольку ЗАО "Турсунт" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при использовании участка лесного фонда, а также подтверждающих невозможность своевременного оформления правоустанавливающих документов на него в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, арбитражные суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", обоснованно сочли доказанным наличие в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ. Тот факт, что договор аренды заключен на лесной участок, местонахождение и границы которого были определены обществом самостоятельно исходя из имеющейся у него информации о залежах песка, а также неоднократное проведение арендодателем проверок исполнения договорных обязательств, в ходе которых не было обнаружено нарушений, не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения".